Организационный раздел
Учебный план начального общего образования
Пояснительная записка
Учебный план образовательного учреждения разработан на основе:
o
Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
o
Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов
(Постановления Правительства РФ);
o
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010
г. № 189 о введении в действие «Санитарно-эпидемиологических требований к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН
2.4.2.2821-10
o
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН
№ 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);
o
Приказ МОиН РФ № 822 от 23.12.2009 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2010-2011 год»
Учебный план определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав
учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное
время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным
предметам.
В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на
первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего
последующего обучения, в том числе:
•
закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка — система
учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать
учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и
их результат;
•
формируются универсальные учебные действия;
•
развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и
способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и
одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего
отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Учебный план школы начальной ступени составлен на основе базисного
учебного плана начального общего образования, реализуемого в рамках введения
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования второго поколения.
Целью
данного базисного учебного плана является:
•
формирование гражданской идентичности обучающихся;
•
приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным
технологиям;
•
готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего
образования;
•
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
•
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Реализация учебного
плана осуществляется по программе «Начальная школа XXI века».
В обязательной части учебного плана полностью сохранен объем и
перечень учебных предметов, позволяющих сформировать систему опорных знаний и
предметных действий в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования на основе
целостного восприятия мира, применения системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Учебный план
общеобразовательного учреждения
Предметная область |
Учебный предмет |
Класс |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Филология |
Русский язык |
4/5 |
5 |
5 |
5 |
Литературное
чтение |
5/4 |
4 |
4 |
4/3 |
|
Иностранный язык |
— |
2 |
2 |
2 |
|
Математика и
информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир) |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
Основы
духовно-нравственной культуры народов России |
Основы духовно-нравственной
культуры народов России |
- |
- |
- |
0/1 |
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Физическая культура |
Физическая
культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
Технология |
Труд (технология) |
1 |
1 |
2 |
2 |
Всего за неделю |
21 |
23 |
24 |
24 |
|
Всего за год |
693 |
782 |
816 |
816 |
|
Всего за 4 года
обучения |
31 07 час |
|
|
|
Учитывая, что в ФГОС НОО максимальное число часов на учебные занятия равняется
3210, то образовательное учреждение в случае острой необходимости (например,
среди обучающихся много детей, для которых русский
язык не является родным, или значительное число обучающихся испытывают трудности усвоения отдельных предметов) может
увеличить число часов до этого
предела.
Характеристика общих целей обучения по каждой предметной области и учебному предмету
Филология. Предметная область включает три учебных предмета: Русский
язык, Литературное чтение и Иностранный язык.
Изучение Русского
языка начинается в первом классе после периода обучения грамоте. Основная цель обучения русскому языку — формирование первоначальных представлений о системе языка, развитие
коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения,
стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество.
Основная цель изучения
Литературного чтения — формирование читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению; осознание его важности для саморазвития. На этом этапе
обучения осуществляется пропедевтика литературоведческих понятий,
формируются универсальные учебные действия по
поиску информации в текстах различного типа и ее использованию для
решения учебных задач. Осуществляется становление и развитие умений
анализировать фольклорный текст и текст художественного произведения, определять
его тему, главную мысль и выразительные средства, используемые автором.
Изучение Иностранного языка призвано
сформировать представление о многообразии языков,
осознание необходимости изучать язык дружественных
стран, понимание взаимодействия культур разных народов, стремление познавать их.
В процессе изучения иностранного языка осуществляется развитие коммуникативной деятельности во взаимосвязи
всех ее сторон: аудирования,
диалогической и монологической речи, чтения и письма, решения творческих
задач на страноведческом материале.
Математика и информатика. Предметная область
реализуется предметом Математика. Изучение этого учебного курса
способствует формированию начальных представлений о математических
взаимоотношениях объектов окружающего мира, выраженных числом, формой,
временем, пространством и др. У младших
школьников развивается логическое и символическое мышление,
математическая речь, пространственное воображение; формируются интеллектуальные познавательные учебные действия, которые постепенно принимают характер универсальных
(сопоставление, классификация, рассуждение, доказательство и др.).
Естествознание и обществознание. Окружающий мир. Предметная область
реализуется с помощью учебного предмета Окружающий мир. Его изучение способствует осознанию обучающимся
целостности и многообразия мира, формированию у младших школьников
системы нравственно ценных отношений к окружающей природе, общественным
событиям, людям, культуре и истории родной страны. Осваиваются правила
безопасного поведения с учетом изменяющейся
среды обитания. В процессе изучения окружающего мира происходит
становление разных видов деятельности, обеспечивающих как накопление и
обогащение знаний (восприятие, игра, моделирование), их использование в практических и
жизненных ситуациях (общественно-полезный труд; труд в условиях семьи), так и
объединение, систематизация и классификация знаний в процессе поисковой,
экспериментальной и исследовательской деятельности, посильной для младшего
школьника. В качестве результата процесс
обучения предполагает сформированность универсальных учебных действий
разного вида (интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, регулятивных).
Искусство.
Предметная область включает два предмета: Изобразительное
искусство и Музыка. Изучение данных предметов способствует развитию художественно-образного восприятия мира, понимания его ценности
для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе их изучения развивается эстетическая культура обучающегося,
способность средствами рисунка,
лепки, танца, пения и др. понять собственное видение окружающего мира,
творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности.
Наряду с предметными универсальными действиями, необходимыми для осуществления
изобразительной и музыкальной деятельности, в процессе изучения этих предметов
формируются метапредметные универсальные действия, среди которых особое место
занимают сравнение и анализ, классификация и
оценка.
Технология.
Предметная область представлена учебным предметом Технология. Основная цель его изучения — формирование опыта практической
деятельности по преобразованию, моделированию, самостоятельному созданию
объектов. Дети получают первоначальные навыки созидательного труда, развиваются
универсальные учебные действия — планировать, контролировать и оценивать свою
деятельность; формируется художественный и технологический вкус, навыки культуры
труда и выполнения правил его безопасности. Существенным компонентом курса
является введение информационно-коммуникативных
технологий.
Физическая культура.
Предметная область реализуется предметом
Физическая культура. Основная цель его изучения — укрепление
здоровья, формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни. Формируются первоначальные умения саморегуляции,
планирования двигательного режима своей
жизни, контроля и оценки здорового и безопасного образа жизни.
Программно-методическое обеспечение
Программа |
Учебники |
Русский
язык |
|
УМК «Начальная школа 21 века» |
|
Журова Л.Е. Русский
язык. //Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». -
М.: Вентана - Граф, 2008. - с 31. |
Журова Л.А. Букварь:
учебник для 1 кл. обучающихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ Л.А.Журова,
А.О. Евдокимова - М.: Вентана - Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века) |
Журова Л.Е. Русский
язык. //Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века»,
– М.: Вентана - Граф, 2008. - с34. |
Иванов С.В. Русский
язык: учебник для 1 кл. обучающихся общеобразоват. учреждений /[ А.О.
Евдокимова, М.И. Кузнецова; ] под ред. Л.Е. Журовой, С.В. Иванова. - М.:
Вентана - Граф, 2011.- (Начальная школа XXI века) |
Иванов С.В. Русский
язык. //Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века».
– М.: Вентана - Граф, 2008.-
с38. |
Иванов С.В. Русский
язык: учебник для 2 кл. обучающихся общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. /[
А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; ] под ред. Л.Е. Журовой, С.В. Иванова. -
М.: Вентана - Граф, 2008.- (Начальная школа XXI века) |
Иванов С.В. Русский
язык. // Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века»,
– М.: Вентана - Граф, 2008.-
с38. |
Иванов С.В. Русский
язык: учебник для 3 кл. обучающихся общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. /[
А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; ] под ред. Л.Е. Журовой, С.В. Иванова. -
М.: Вентана - Граф, 2008.- (Начальная школа XXI века) |
Иванов С.В. Русский
язык. // Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века»,
– М.: Вентана - Граф, 2008.-
с41. |
Иванов С.В. Русский
язык: учебник для 4 кл. обучающихся общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. /[
А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; ] под ред. Л.Е. Журовой, С.В. Иванова. -
М.: Вентана - Граф, 2008.- (Начальная школа XXI века) |
Литературное чтение |
|
УМК «Начальная школа 21 века» |
|
Ефросинина Л. В.,
Оморокова М.И. Литературное чтение. Уроки слушания. //Сборник программ к
комплекту учебников «Начальная школа 21 века». - М.: Вентана-Граф, 2008. – с54. |
Ефросинина Л.А.
Литературное чтение: учеб. для 1 кл. обучающихся общеобразоват. учреждений.
- М.: Вентана - Граф, 2011. -(Начальная школа XXI века) |
Ефросинина Л.А.,
Оморокова М.И. Литературное чтение. //Сборник программ к комплекту учебников
«Начальная школа 21 века». – М.:
Вентана - Граф, 2008.- с. 57. |
Ефросинина Л.А.
Литературное чтение : учеб. для
2 кл. обучающихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч.
/ авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – 4-е изд., перераб. - М.: Вентана -
Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) |
Ефросинина Л.А.,
Оморокова.М.И. Литературное чтение // Сборник программ к комплекту учебников
«Начальная школа 21 века». – М.: Вентана - Граф, 2008.- с. 60 |
Ефросинина Л.А.
Литературное чтение : учеб. для 3 кл. обучающихся общеобразоват. учреждений:
в 2 ч. / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. – 2-е изд.,
перераб. - М.: Вентана - Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) |
Ефросинина Л.А., Оморокова.М.И. Литературное
чтение // Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века».
– М.: Вентана - Граф, 2008.- с.
63. |
Ефросинина Л.А.
Литературное чтение : учеб. для 4 кл. обучающихся общеобразоват. учреждений:
в 2 ч. / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. – 2-е изд.,
перераб. - М.: Вентана - Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) |
Иностранный язык |
|
Рабочая программа, составленная на основе авторской
программы Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. Программа курса английского
языка Enjoy
English
2-9 классы. // Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского
языка к УМК «Enjoy
English»
для обучающихся 2-9 классов общеобразоват. учрежд. – Обнинск: Титул, 2006. –
с.10. И примерных программ по иностранным языкам.
Программа начального общего образования по английскому языку//
Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе», №5,
2005. |
Биболетова М.З. Enjoy English – 1: учеб. англ. язык для нач. шк./ М.З.
Биболетова, О.А.Денисенко, Н.В. Добрынина. - Обнинск: Титул, 2005,2006. |
Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса
английского языка Enjoy
English
2-9 классы. // Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского
языка к УМК «Enjoy
English»
для обучающихся 2-9 классов общеобразоват. учрежд. – Обнинск: Титул, 2006. –
с10. |
Биболетова М.З. Enjoy English – 1: учеб. англ. язык для нач. шк./ М.З.
Биболетова, О.А.Денисенко, Н.В. Добрынина. - Обнинск: Титул, 2005,2006. Биболетова М.З. Enjoy English – 2 : учеб. англ. язык для нач. шк. / М.З. Биболетова, О.А.Денисенко, Н.В.
Добрынина. - Обнинск: Титул, 2005,2006. |
Биболетова
М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка Enjoy English 2-9 классы //
Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК «Enjoy English» для обучающихся 2-9
классов общеобразоват. учрежд. – Обнинск: Титул, 2006.-с.10. |
Биболетова М.З. Enjoy English – 2 : учеб. англ. язык для нач. шк. / М.З.
Биболетова, О.А.Денисенко, Н.В. Добрынина. - Обнинск: Титул, 2005,2006. |
Математика |
|
УМК «Начальная школа 21 века» |
|
Рудницкая В.Н. Математика. //Сборник программ к
комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана - Граф, 2008. –
с.76. |
Рудницкая В.Н.
Математика : учеб. для 1 кл. обучающихся общеобразоват. учреждений : В 2 ч.
/ В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, Рыдзе О.А. – 3-е изд., перераб. - М.:
Вентана - Граф, 2011. – (Начальная школа XXI века) |
Рудницкая В.Н. Математика. //Сборник программ к
комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана - Граф, 2008. –
с.80. |
Рудницкая В.Н.
Математика : учеб. для 2 кл.
обучающихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч./ В.Н. Рудницкая Т.В. Юдачева.
–3-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2009. – (Начальная школа XXI века) |
Рудницкая В.Н. Математика. //Сборник программ к
комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана - Граф, 2008. –
83. |
Рудницкая В.Н.
Математика : учеб. для 3
кл.обучающихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч./ В.Н. Рудницкая Т.В.
Юдачева. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) |
Рудницкая В.Н. Математика. //Сборник программ к
комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана - Граф, 2008. –
с.86. |
Рудницкая В.Н.
Математика : учеб. для 4
кл.обучающихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч./ В.Н. Рудницкая Т.В.
Юдачева. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) |
Окружающий мир |
|
УМК «Начальная школа 21 века» |
|
Виноградова НФ, Калинова Г.С. Окружающий мир.
//Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». - М.:
Вентана - Граф, 2008. – с.83-92. |
Виноградова Н.Ф.
Окружающий мир : учеб. для 1 кл. обучающихся общеобразоват. учреждений /
Н.Ф. Виноградова. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2011. –
(Начальная школа XXI
века) |
Виноградова НФ,
Калинова Г.С. Окружающий мир. //Сборник программ к комплекту учебников
«Начальная школа 21 века». - М.: Вентана - Граф, 2008. – с98 |
Виноградова, Н.Ф.
Окружающий мир : учеб. для 2 кл. обучающихся общеобразоват. учреждений : в 2
ч. / Н.Ф. Виноградова. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2008. –
(Начальная школа XXI
века) |
Виноградова НФ, Калинова Г.С. Окружающий мир.
//Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». - М.:
Вентана - Граф, 2008. – с.103. |
Виноградова, Н.Ф.
Окружающий мир :учеб. для 3 кл. обучающихся общеобразоват. учреждений : в 2
ч. / Н.Ф. Виноградова. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2008. –
(Начальная школа XXI
века) |
Виноградова НФ, Калинова Г.С. Окружающий мир.
//Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». - М.:
Вентана - Граф, 2008. – с.108. |
Виноградова, Н.Ф.
Окружающий мир :учеб. для 4 кл. обучающихся общеобразоват. учреждений : в 2
ч. / Н.Ф. Виноградова. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2008, 2009.
– (Начальная школа XXI
века) |
Музыка |
|
Критская
Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа «Музыка» 1 класс //«Школа
России». Концепция и программы для
начальных классов в 2 частях, ч. 2, с.137. / М.А. Бантова, Г.В.
Бельтюкова. - М.: Просвещение,
2009 |
Критская Е.Д. Музыка:
учеб. для обучающихся 1 кл. общеобразоват. учреждении /Е.Д. Критская ,
Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина – М.: Просвещение, 2011. |
Критская
Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа «Музыка» 2класс //«Школа
России». Концепция и программы для
начальных классов в 2 частях, ч. 2, с.139. / М.А. Бантова, Г.В.
Бельтюкова. - М.: Просвещение,
2009 |
Критская Е.Д. Музыка:
учеб. для обучающихся 2 кл. общеобразоват. учреждении /Е.Д. Критская ,
Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина – М.: Просвещение, 2008. |
Критская
Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа «Музыка» 3класс //«Школа
России». Концепция и программы для
начальных классов в 2 частях, ч. 2, с.142. / М.А. Бантова, Г.В.
Бельтюкова. - М.: Просвещение,
2009 |
Критская Е.Д. Музыка:
учеб. для обучающихся 3 кл. общеобразоват. учреждении /Е.Д. Критская ,
Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина – М.Просвещение, 2008. |
Критская
Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа «Музыка» 4класс //«Школа
России». Концепция и программы для
начальных классов в 2 частях, ч. 2, с.145. / М.А. Бантова, Г.В.
Бельтюкова. - М.: Просвещение,
2009 |
Критская Е.Д. Музыка: учеб. для обучающихся 4 кл.
общеобразоват. учреждении /Е.Д. Критская , Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина – М.:
Просвещение, 2008. |
Изобразительное искусство |
|
Кузин В.С.,Шорохов Е.В,
Кубышкина Э.И Программа
«Изобразительное искусство. 1-4классы»
//Изобразительное искусство. : книга для учителя / В.С.Кузин. 2-е изд.,-М.:
Дрофа, 2007, 143 |
Кузин В.С. Изобразительное
искусство: учеб. для 1 кл. общеобразоват. учреждений /
Кузин, В.С., Кубышкина Э.И. 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011 |
Кузин В.С.,Шорохов Е.В,
Кубышкина Э.И. Программа «Изобразительное искусство. 1-4классы»
//Изобразительное искусство. : книга для учителя / В.С.Кузин. 2-еизд.,-М.:
Дрофа, 2007.-148 |
Кузин В.С. Изобразительное
искусство : учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений / Кузин, В.С.,
Кубышкина Э.И. - 11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008 |
Кузин В.С.,Шорохов Е.В,
Кубышкина Э.И. Программа
«Изобразительное искусство. 1-4классы»
//Изобразительное искусство. : книга для учителя / В.С.Кузин.-2-еизд.,-М.:
Дрофа, 2007,155 |
Кузин В.С. Изобразительное
искусство: учеб. для 3 кл. общеобразоват. учреждений / Кузин, В.С.,
Кубышкина Э.И. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. |
Кузин В.С.,Шорохов Е.В,
Кубышкина Э.И. Программа «Изобразительное искусство.1-4классы»
//Изобразительное искусство.: книга для учителя / В.С.Кузин.-2-еизд.,-М.:
Дрофа, 2007, с.-164. |
Кузин В.С. Изобразительное
искусство: учеб. для 4 кл.
общеобразоват. учреждений / Кузин, В.С., Кубышкина Э.И. - 9-е изд.,
стереотип. - М.: Дрофа, 2008. |
Технология |
|
Лутцева Е.А Технология.
Ступеньки к мастерству.
//Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана - Граф, 2008.- с.145. |
Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству :
учеб. для обучающихся 1 кл. общеобразоват. учреждении / Е.А. Лутцева. - 2-е
изд., допол.– М.: Вентана - Граф, 2011 |
Лутцева Е.А Технология.
Ступеньки к мастерству.
//Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана - Граф, 2008.- с.149. |
Лутцева Е.А.
Технология: Ступеньки к мастерству : учеб. для 2 кл. обучающихся
общеобразоват. учреждений / Е.А. Лутцева. -
2-е изд. – М.: Вентана -
Граф, 2007. |
Лутцева Е.А Технология.
Ступеньки к мастерству.
//Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана - Граф, 2008.- с.153. |
Лутцева Е.А.
Технология: Ступеньки к мастерству : учеб. для 3 кл. обучающихся общеобразоват.
учреждений / Е.А.Лутцева - 3-е
изд., допол. – М.: Вентана - Граф, 2008. |
Лутцева Е.А Технология. Ступеньки к мастерству. //Сборник программ к
комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана - Граф, 2008.- с.157 |
Лутцева Е.А.
Технология: Ступеньки к мастерству : учеб. для 4 кл. обучающихся общеобразоват.
учреждений / Е.А.Лутцева - 3-е
изд., допол. – М.: Вентана - Граф, 2007. |
Физическая культура |
|
Лях В.И., Зданевич А.А
Комплексная программа физического воспитания //«Школа России». Концепция и
программы для начальных классов
в 2 частях, ч. 2, с.170 / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - М.: Просвещение, 2009 |
Лях В.И. Физическая
культура: твой друг - физкультура : учеб. для 1-4 кл. общеобразоват.
учреждений / В.И. Лях. - М.:
Просвещение, 2008. |
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа
начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том
числе и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность
осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность
в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
•
обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
•
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
•
улучшить условия для развития ребёнка;
•
учесть возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся.
Внеурочная деятельность в МКОУ
Краснянской ООШ организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки,
секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества,
олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные
практики и др.
Формы организации внеурочной
деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации
основной образовательной программы начального общего образования определяет
образовательное учреждение.
Внеурочная деятельность может
осуществляться через:
•
учебный план образовательного учреждения, а именно через
часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные
образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные
исследования, практикумы и т. д.,
проводимые в формах, отличных от урочной);
•
дополнительные образовательные программы самого
общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного
образования);
•
образовательные программы учреждений дополнительного
образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
•
организацию деятельности групп продлённого дня;
•
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы,
соревнования, общественно полезные практики и т. д.);
•
деятельность иных педагогических работников
(педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего
вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных
характеристик должностей работников образования;
•
инновационную (экспериментальную) деятельность по
разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе
учитывающих региональные особенности.
Модель дополнительного образования. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным
образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов
детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую,
спортивную и другую деятельность.
Связующим
звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей
выступают такие формы её реализации, как факультативы, школьные научные
общества, объединения
профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем
внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена в первую очередь на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает
прежде всего реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому
основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к
внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также её содержание и
методы работы.
Реализация внеурочной деятельности на основе модели
дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором
сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих
государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может
использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования
детей, организаций культуры и спорта.
Данная модель предполагает создание
общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и
дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления
образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.
Данная модель ориентирована на
обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности
детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для
ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам,
возможности свободного самоопределения и самореализации ребёнка, привлечении к
осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также
практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного
процесса, присущая дополнительному образованию детей.
Внеурочная деятельность |
|||||
Спортивно – оздоровительное направление |
|||||
Кружок «Я и мое здоровье» |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Духовно- нравственное |
|||||
Кружок «Краеведение» |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Общеинтеллектуальное направление |
|||||
Кружок «Юный математик» |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Кружок «В мире
информатике» |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Кружок « Веселый карандаш» |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
|
|
|
|
|
Система условий
реализации
основной
образовательной программы начального общего образования
в соответствии с
требованиями Стандарта
В соответствии с
требованиями Стандарта раздел основной образовательной программы
образовательного учреждения, характеризующий систему условий, содержит:
- описание кадровых,
психолого-педагогических, финансовых, материально-технических,
информационно-методических условий и ресурсов;
- обоснование
необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и
приоритетами основной образовательной программы основного общего образования
образовательного учреждения; механизмы достижения целевых ориентиров в системе
условий;
- сетевой график
(дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
- систему оценки
условий.
Кадровые
условия обеспечения реализации
основной образовательной программы начального
общего образования
В совокупности Требований к условиям и
ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы
начального общего образования стержневыми
являются требования к
кадровым ресурсам ввиду их ключевого значения.
Кадровый потенциал
начального общего образования составляют:
- педагоги, способные
эффективно использовать материально-технические, информационно-методические и
иные ресурсы реализации основной
образовательной программы начального общего образования,
управлять процессом
личностного, социального, познавательного
(интеллектуального),
коммуникативного развития
обучающихся (учащихся) и процессом
собственного профессионального развития;
«Портрет» учителя
Введение единых государственных образовательных стандартов предполагает единство
требований к уровню сформированности профессиональных компетенций педагогов,
единое понимание их содержания. При этом компетенцию мы рассматриваем как
возможность установления связи между знанием и действием, подходящим для решения
конкретной проблемы. В Федеральном государственном образовательном стандарте для
высшей школы определены основные группы профессионально педагогических
компетенций, на которых может базироваться деятельность педагога,
ориентированного на достижение новых образовательных результатов:
1) общекультурные
компетенции, включающие способности к обобщению, восприятию информации,
постановке цели и выбору путей их достижения, пониманию значения культуры как
формы осознанного существования человека в мире, использование знания научной
картины мира в образовательной и профессиональной деятельности, умение
анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские
проблемы, готовность к работе в коллективе;
2) общепрофессиональные
компетенции, предполагающие осознание педагогом социальной значимости своей
профессии, умения использовать систематизированные теоретические знания
гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и
профессиональных задач, владение современными видами коммуникаций;
3) профессиональные
компетенции, включающие умения реализовать образовательные программы, применять
современные технологии и методики обучения и воспитания;
4) компетенции в
области культурно-просветительской деятельности, включающие способности к
взаимодействию с её участниками и использованию при этом отечественного и
зарубежного опыта такой деятельности.
На основе этих базовых
компетенций формируется
профессионально-педагогическая
компетентность учителя. Особенность профессионально-педагогической
компетентности как готовности учителя к педагогической деятельности заключается
в том, что она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических
и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения задач, постоянно
возникающих в образовательном процессе школы. Учитель должен быть готов к
организации и выполнению различных видов педагогической деятельности, которые в
значительной степени определяют уровень сформированности профессионально -
педагогической компетентности педагога.
Требования
к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального
общего образования определяют:
- укомплектованность
образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;
- уровень квалификации
педагогических и иных работников образовательного учреждения;
- непрерывность
профессионального развития педагогических работников образовательного
учреждения.
Образовательное учреждение, реализующее программы начального общего образования,
должно быть полностью укомплектовано кадрами:
- имеющими,
подтвержденные документами государственного образца, базовое или дополнительное
профессионально-педагогическое образование и необходимую квалификацию;
- способными к
инновационной профессиональной деятельности;
- обладающими
необходимым уровнем методологической культуры и сформированной мотивацией к
непрерывному образованию.
Для
реализации ООП начального общего образования в
образовательном учреждении имеется коллектив
специалистов, выполняющих данные функции.
Психолого-педагогические условия обеспечения
реализации
основной образовательной программы начального
общего образования
Требованиями Стандарта
к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной
программы основного общего образования являются:
- обеспечение
преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по
отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного
психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из
младшего школьного возраста в подростковый;
- формирование и
развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного
процесса;
- обеспечение вариативности направлений и
форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения
участников образовательного процесса.
Достижение планируемых
результатов, реализация содержания и организация образовательного процесса,
ориентированных на формирование общей культуры, духовно-нравственного,
гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития,
саморазвития и самосовершенствования обучающихся, обеспечивающих их социальную
успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья
возможно только в ситуации создания развивающей образовательной среды.
Содержательные характеристики образовательной среды школы определяются теми
внутренними задачами, которые конкретная школа ставит перед собой. Набором этих
задач определяются внешние характеристики образовательной среды. К ним можно
отнести:
- критерии:
содержательные (уровень и качество культурного содержания);
- процессуальные (стиль
общения, уровень активности);
- результативные
(развивающий эффект).
Психолого-педагогические ресурсы и условия для создания образовательной среды,
адекватной целям и задачам, содержат:
1. Портрет педагога,
готового к осуществлению предложенных в основной образовательной программе
совокупности педагогических задач, как основного условия реализации идей ФГОС
второго поколения.
2. Предложения по
формированию педагогической
компетентности (возможности для профессионального развития и повышения
квалификации педагогических работников).
3. Предложения по
формированию педагогической
компетентности в условиях обеспечения преемственности.
Финансовые условия обеспечения реализации
основной образовательной программы начального общего образования
Финансовое обеспечение
реализации основной образовательной программы основного общего образования
опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное
право граждан на бесплатное и общедоступное общее образование. Объём действующих
расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию
государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных Стандартов общего
образования. Задание учредителя обеспечивает соответствие показателей объёмов и
качества предоставляемых образовательным учреждением услуг (выполнения работ) с
размерами направляемых на эти цели средств бюджета. Финансовое обеспечение
задания учредителя по реализации основной образовательной программы основного
общего образования осуществляется на основе нормативного подушевого
финансирования. Введение нормативного подушевого финансирования определяет
механизм формирования расходов и доведения средств на реализацию государственных
гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего
образования в соответствии с требованиями Стандарта. Применение принципа
нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения
заключается в определении стоимости стандартной (базовой) бюджетной
образовательной услуги в образовательном учреждении не ниже уровня фактически
сложившейся стоимости в предыдущем финансовом году. Региональный расчётный
подушевой норматив — это минимально допустимый объём финансовых средств,
необходимых для реализации основной образовательной программы в учреждениях
данного региона в соответствии с ФГОС в расчёте на одного обучающегося в год,
определяемый раздельно для образовательных учреждений, расположенных в городской
и сельской местности. Органы местного самоуправления могут устанавливать
дополнительные нормативы финансирования образовательных учреждений за счёт
средств местных бюджетов сверх установленного регионального подушевого
норматива.
Материально-технические условия обеспечения
реализации
основной образовательной программы начального общего образования
Материально-технические
ресурсы – первичный, исходный
компонент ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы
начального общего образования. Материально-технические ресурсы обеспечения
реализации основной образовательной программы начального общего образования
составляют:
- учебное оборудование
(учебное оборудование для проведения учебных занятий (урок, самоподготовка,
факультативное занятие, дополнительное занятие, индивидуальное занятие, другая
форма занятий);
- учебно-практическое и учебно-лабораторное
оборудование (раздаточные материалы, наборы инструментов, конструкторы, объемные
модели, мольберты, мячи, обручи
и т.д.);
- компьютерные и
информационно-коммуникативные средства;
- технические средства
обучения (магнитная доска, видеомагнитофон, мультимедийный проектор,
документкамера и т.д.);
- демонстрационные
пособия (демонстрационные числовые линейки, демонстрационные таблицы умножения,
карточки и т. д.);
- игры и игрушки
(настольные развивающие игры, наборы ролевых игр, театральные куклы);
- натуральные объекты
(коллекции полезных ископаемых, коллекции плодов и семян растений, гербарии,
муляжи, живые объекты и т.д.);
- оборудование для
проведения перемен между занятиями;
- оснащение учебных
помещений (ученические столы, шкафы, настенные доски для объявлений и т.д.);
- оснащение
административных помещений (компьютерные столы, офисные кресла, платяные шкафы,
накопители информации на бумажных и электронных носителях и т.д.).
Исходя из
личностно-ориентированных целей современного начального общего образования,
учебное оборудование призвано обеспечить (материально-технический ресурс призван
обеспечить):
- наглядность в
организации процесса обучения младших школьников;
- природосообразность
обучения младших школьников;
- культуросообразность
в становлении (формировании) личности младшего школьника;
- предметно-учебную
среду для реализации направлений личностного развития младших школьников на
деятельностной основе.
ФГОС ОО ориентирован на обеспечение
реального перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к
продуктивной самостоятельной познавательной деятельности, к
поисково-исследовательским видам учебной работы, делает акцент на аналитический
компонент учебной деятельности, формирование системы комптентностей.
Учебные и информационно-методические ресурсы
обеспечения реализации
основной образовательной программы начального
общего образования
Учебные и информационно-методические ресурсы
занимают свое, только им присущее
место в системе ресурсного обеспечения реализации основной образовательной
программы начального общего образования. Это существенный, необходимый,
неотъемлемый компонент инфраструктуры, инструментального сопровождения
начального общего образования, без которого невозможен сколько-нибудь
результативный образовательный процесс. Целевая ориентированность данного
ресурса заключается в том, чтобы
создать оптимальные с точки зрения достижения современных результатов
образования в начальной школе информационно-методические условия
образовательного процесса,
означающие наличие информационно-
методической
развивающей образовательной среды на основе деятельностного подхода.
Информационно-методические ресурсы обеспечения реализации основной
образовательной программы начального общего образования составляют:
-
информационно-методические ресурсы обеспечения управленческой деятельности
администраторов начального общего образования (ФГОС ОО, Базисный учебный план,
примерные (базисные) учебные планы по предметам, образовательная(ые)
программа(ы) ОУ, программа развития универсальных учебных действий, материалы о
личностном развитии обучающихся, модели аттестации учащихся, рекомендации по
проектированию учебного процесса и т.д.);
-
информационно-методические ресурсы обеспечения учебной деятельности учащихся
(обучающихся) (печатные и электронные носители учебной (образовательной)
информации, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные
ресурсы и т.д.;
-
информационно-методические ресурсы обеспечения образовательной деятельности
обучающих (учителей начальных классов) (печатные и электронные носители
научно-методической, учебно-методической, психолого-педагогической информации,
программно-методические, инструктивно-методические материалы, цифровые
образовательные ресурсы и т.д.).
Условиями формирования и наращивания необходимых и достаточных
информационно-методических ресурсов образовательных учреждений
начального общего образования являются системные действия
администраторов начального общего образования, органов управления
образованием на муниципальном, региональном и федеральном уровнях в пределах
своей компетенции по выполнению настоящих требований, по объективной оценке этих
ресурсов и осуществлению в соответствующих случаях коррекционных мероприятий.
Основными нормативными документами, определяющими требования к
информационно-методическим ресурсам образовательного учреждения начального
общего образования, являются:
- Перечень
рекомендуемой учебной литературы (УМК);
- Список цифровых
образовательных ресурсов.
Содержание информационно-методических ресурсов
№ |
Компоненты информационно-методических ресурсов
обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего
образования |
1. |
Книгопечатная
продукция |
|
Учебно-методический комплект (УМК «Начальная
школа 21 века») для 1-4 классов: - ФГОС ОО, образовательная программа, учебные
программы, пособия для учителя,
дидактические материалы, КИМы; - учебники, рабочие тетради, пособия для
учащихся. Базисный учебный план (БУП). Примерный (базисный) учебный план по
предметам. Примерная развивающая образовательная
программа. Примерная программа развития универсальных
учебных действий. Модели итоговой аттестации учащихся начальной
школы. Модели мониторинговых исследований личностного развития учащихся начальной школы (развития
личности учащихся) на основе освоения способов деятельности. Пакет диагностических материалов по
контрольно-оценочной деятельности. Модель мониторинга процесса достижения
планируемых результатов образования в начальной школе. Каталог цифровых образовательных ресурсов и
образовательных ресурсов сети Internet. Научно-методическая, учебно-методическая,
психолого-педагогическая литература по вопросам развивающего образования,
деятельностной образовательной парадигмы, достижения современных результатов
образования, организации мониторинга личностного развития обучающихся. Инструкции, технологические карты для
организации различных видов деятельности ученика. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с
основным содержанием обучения по предметам Базисного учебного плана. Детская справочная литература (справочники,
атласы-определители, энциклопедии и т.п.) об окружающем природном и
социальном мире, детская художественная
литература. Журналы по педагогике. Журналы по психологии. Методические журналы по предметам БУПа Предметные журналы |
2. |
Печатные пособия |
|
Демонстрационный материал (картинки
предметные, таблицы) в соответствии с основными темами учебной программы. Карточки с заданиями. Портреты деятелей литературы и искусства,
исторических, политических деятелей в соответствии с образовательной
программой. Хрестоматии, сборники. Схемы (схемы по правилам рисования предметов,
растений, деревьев, животных, птиц, человека). Плакаты (плакаты по основным темам
естествознания: природные сообщества, леса, луга, сада, озера и т.п.;
ситуационные плакаты (магнитные или иные) с раздаточным материалом по темам:
«Классная комната», «Квартира», «Детская комната», «Магазин» и т.п.). Географическая карта России. Географическая
карта региона. Географическая карта
страны изучаемого языка. Дидактический раздаточный материал. |
3. |
Демонстрационные
пособия |
|
Объекты, предназначенные для демонстрации. Наглядные пособия. Объекты и пособия, сопровождающие
учебно-воспитательный процесс. |
4. |
Экранно-звуковые
пособия |
|
Видеофильмы, соответствующие содержанию
предметов БУПа (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные
музеи, творчество отдельных художников, художественные
технологии, технологические процессы труд людей и т.д.). Видеофрагменты, отражающие основные темы
обучения. Презентации основных тем учебных предметов. Аудиозаписи в соответствии с учебной
программой, в том числе аудиозаписи художественного исполнения изучаемых
произведений. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. Аудиозаписи по литературным произведениям. Комплекты аудиокассет и CD-R по темам и
разделам курса для каждого класса. Оперы, балеты, творчество отдельных
композиторов, ведущих исполнителей и исполнительских коллективов. Произведения пластических искусств,
иллюстрации к литературным произведениям. |
5. |
Цифровые
образовательные ресурсы |
|
Цифровые информационные источники по тематике
предметов БУПа: - тесты; - статические изображения; - динамические изображения; - анимационные модели; Обучающие программы |
Сетевой график (дорожная карта) по формированию
необходимой системы условий.
№ |
Тема |
Ответственные |
Сроки. |
Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей
введение ФГОС НОО. |
|||
1. |
Издание приказа о рабочей группе по введению
ФГОС НОО. |
администрация |
октябрь, 2010 |
2. |
Утвердить локальные акты, устанавливающие
требования к различным объектам инфраструктуры МОУ Конезаводской НОШ с учетом
требований к оснащенности образовательного процесса. |
администрация |
октябрь, 2010 |
3. |
Разработка ООП НОО. |
рабочая группа |
октябрь 2010 |
4. |
Осуществление методического сопровождения при
разработке образовательной программы. |
администрация |
|
5. |
Обеспечение соответствия нормативной базы
школы требованиям ФГОС. |
администрация |
август, 2011 |
6. |
Определение списка учебников и учебных
пособий, используемых в образовательном процессе в
соответствии с ФГОС НОО, на основе утвержденного федерального перечня
учебников. |
администрация |
август, 2011 |
7. |
Разработка и утверждение учебных планов 1-х
классов |
администрация |
август, 2011 |
Создание организационного обеспечения введения ФГОС
НОО |
|||
1. |
Изучение ФГОС НОО. |
учителя начальных классов |
В течение года |
2. |
Организовать постоянный внутришкольный
семинар по основной методической теме «Особенности построения
учебно-воспитательного процесса в соответствии с новым ФГОС начальной
школы». |
рук-ль ШМО нач.кл |
В течение года |
3. |
Изучение, накопление и внедрение в
педагогическую практику методик, технологий и средств, соответствующих
требованиям ФГОС. |
учителя начальных классов |
В течение года |
4. |
Создание на школьном сайте раздела «Переход
на ФГОС». |
администрация |
В течение года |
5. |
Определение изменений в существующей
образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения
ее в соответствие с требованиями ФГОС. |
|
по мере поступления
изменений |
6. |
Выбор варианта учебного плана, УМК. Определение компонентов учебного плана в
соответствии с требованиями ФГОС. |
Учителя начальных классов |
май, 2011 |
7. |
Информирование родительской общественности о
ходе и результатах работы по введению ФГОС. |
администрация, МО учителей нач. классов |
май, 2011 |
8. |
Степень освоения педагогами начальных классов
ФГОС НОО |
|
август, 2011 |
9. |
Обеспеченность учебниками, методическими
материалами. |
|
август, 2011 |
Кадровое обеспечение и поддержка учителей при
введении ФГОС НОО |
|||
1. |
Повышение квалификации учителей в сфере
современных методик и технологий. |
учителя начальных классов |
В течение года |
2. |
Приведение в соответствие с требованиями ФГОС
общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками
должностных инструкций работников ОУ |
администрация |
март-май |
Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО |
|||
1. |
Обеспечение необходимыми
материально-техническими ресурсами. |
директор школы |
В течение года |
2. |
Проверка готовности помещений, оборудования и
инвентаря к реализации ФГОС НОО. |
директор школы |
август, 2011 |
Обоснование необходимых изменений в имеющихся
условиях
в соответствии с приоритетами ООП
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 22 сентября 2011 года №2357«О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 года №373» в основную образовательную программу
начального общего образования были внесены изменения.
ООП НОО
содержит 3 раздела:
1. Целевой,
2. Содержательный
3. Организационный
Целевой раздел - определяет общее назначение, цели,
задачи, планируемые результаты реализации ООП НОО, а также способы определения
достижения этих целей и результатов.
Данный раздел включает:
1. Пояснительную
записку
2. Планируемые
результаты освоения обучающимися ООП НОО
3. Систему оценки
достижения планируемых результатов освоения ООП НОО
Содержательный раздел –
определяет общее содержание НОО и включает следующие программы, ориентированные
на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
1. Программа
формирования УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
2. Программы отдельных
учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.
3. Программа
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального
образования.
4. Программа
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
5. Программа
коррекционной работы.
Организационный раздел –
определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы
реализации ООП.
1. Учебный план
начального общего образования
2. План внеурочной
деятельности
3. Система условий
реализации ООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
В пояснительной записке
раскрываются цели, принципы и подходы к формированию
ООП НОО, общая характеристика программы и общие подходы к организации внеурочной
деятельности.
Ранее программа называлась «Программа формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни». Сейчас ее название - «Программа
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».
Поэтому в данную программу внесены дополнения связанные с экологической
направленностью. Добавились пункты:
- «формирование
представлений об основах экологической культуры на примере экологически
сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей
среды;
- формирование
познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- соблюдение
здоровьесозидающих режимов дня;
- формирование основ
здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовать успешную учебную
работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и
приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
- формирование умений
безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в
экстремальных (чрезвычайных) ситуациях».
План внеурочной деятельности
– организационный механизм реализации ООП НОО.
План внеурочной деятельности
содержит 5 разделов:
1.
спортивно-оздоровительное направление,
2. духовно-нравственное
направление,
3. социальное
направление,
4.
обще-интеллектуальное направление,
5. общекультурное
направление.
ПВД ОУ определяет структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся с
учетом интересов обучающихся и возможностей ОУ. Формы: экскурсии, кружки,
секции, олимпиады, соревнования, исследования.