2. Программа формирования универсальных
учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа составлена на основе требований
Стандарта второго поколения, к личностным и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, примерной
образовательной программы начального общего образования, методических
рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г.
Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и
др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
Реализация программы осуществляется
комплексно через учебный процесс, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность, преемственность от
дошкольного
к начальному общему образованию.
В программе формирования универсальных
учебных действий представлены:
•
ценностные ориентиры содержания начального общего образования;
•
связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
обязательной части учебного плана и
части формируемой образовательным учреждением (отдельные предметы и внеурочная
деятельность);
•
характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся;
•
типовые задачи формирования
личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных
действий;
•
описание
преемственности программы
формирования
универсальных учебных действий при переходе от
дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Ценностные ориентиры
содержания начального общего образования
Ценностные ориентиры начального
образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ
системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной
образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы
начального общего образования:
• формирование основ гражданской идентичности
личности на базе:
-
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания
ответственности человека за благосостояние общества;
-
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития
общения, сотрудничества на основе:
-
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и
дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
-
уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право
каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех
участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности
на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
-
принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и
общества и стремления следовать им;
-
ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как
регуляторов морального поведения;
-
формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с
мировой и отечественной художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага
к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
-
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,
мотивов познания и творчества;
-
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и
ответственности личности как условия её
самоактуализации:
-
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим
поступкам и умения адекватно их оценивать;
-
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за
их результаты;
-
формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
-
формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в
пределах своих возможностей.
Реализация ценностных ориентиров общего
образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и
личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений,
обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения
жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую
ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный
аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных
действий:
•
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
•
смыслообразование, т. е.
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,
другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность,
ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться
вопросом:
какое значение и какой смысл имеет для меня учение?
— и уметь на него отвечать.
•
нравственно-этическая ориентация, в
том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и
личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные
действия обеспечивают
обучающимся
организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
•
целеполагание как постановка
учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися,
и того, что ещё неизвестно;
•
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
•
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его
•
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
•
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого
результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
•
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что
уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
оценка результатов работы;
•
саморегуляция как способность
к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации
мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные
действия включают: общеучебные,
логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
•
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
•
структурирование знаний;
•
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
форме;
•
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
•
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
•
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и
восприятие текстов художественного, научного, публицистического и
официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации;
•
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу
общеучебных
универсальных действий составляют знаково-символические действия:
• моделирование — преобразование объекта из
чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
(пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
•
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
•
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание
с восполнением недостающих компонентов;
•
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации объектов;
•
подведение под понятие, выведение следствий;
•
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и
явлений;
•
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
•
доказательство;
•
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
•
формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные
действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции
других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в
диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
•
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
•
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
•
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка, современных средств коммуникации.
Развитие системы универсальных учебных
действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных
действий, определяющих развитие психологических способностей личности,
осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и
познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики
учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития
указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий
«высокой норме») и их свойства.
Универсальные учебные действия
представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого
вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных
действий и общей логикой возрастного развития. Так:
•
из общения и сорегуляции развивается способность
ребёнка регулировать свою деятельность;
•
из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется
представление о себе и своих возможностях, появляется
самопринятие
и самоуважение, т. е. самооценка и Я - концепция как результат самоопределения;
•
из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного
общения формируются познавательные действия ребёнка.
Содержание и способы общения и
коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и
деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о
себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития
универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных
универсальных учебных действий.
По мере становления личностных действий
ребёнка (смыслообразование и самоопределение,
нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных
учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает
значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества
проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит
к изменению характера его общения и Я - концепции.
Познавательные действия также являются
существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность
самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
Связь универсальных
учебных действий с содержанием учебных предметов
Формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного,
познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного
образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин,
в метапредметной деятельности, организации форм
учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.
Таблица 1
№ |
Название предмета |
Формируемые УУД |
Предметные действия |
Предметы обязательной части учебного плана |
|||
1 |
Русский язык |
Познавательные,
коммуникативные и регулятивные действия |
Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение
правил, строения слова и предложения, ориентировка ребёнка в грамматической
и синтаксической структуре родного языка |
Знаково-символические
действия моделирования |
Усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв. Разбор слова по составу, путём составления схемы), преобразования
модели (видоизменения слова), звуко-буквенный
анализ, замещение (например, звука буквой). |
||
логические действия анализа, сравнения,
установление причинно-следственных связей |
Работа с текстом, осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и
письменной форме, поиск, сравнивание, классификация таких языковых единиц как звук, буква, часть слова, часть
речи, член предложения. Письмо и проверка написанного. |
||
2 |
Литера-
ттурное
чтение |
Все виды универсальных учебных действий личностных, коммуникативных,
познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой
сферы и коммуникации |
|
Смыслообразование;
самоопределения и самопознания гражданской идентичности
нравственно-этическое оценивание |
Прослеживание судьбы
героя и ориентацию в системе личностных смыслов; прослеживание судьбы героя
и ориентацию учащегося сравнения образа «Я» с героями литературных
произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; знакомство
с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и
переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям
её граждан; выявление морального содержания и нравственного значения
действий персонажей |
||
|
|
Регулятивные и познавательные |
Определение логической
причинно-следственной последовательности событий и действий героев
произведения; Составление плана с выделением
существенной и дополнительной информации |
Коммуникативные
умение:
- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и
поступков персонажей
- умение понимать контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей
слушателя, в том числе используя аудиовизуальные умения; понимать
контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков
персонажей. |
Отождествление себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их
позиций, взглядов и мнений; - воссоздание картины событий и
поступков персонажей; - формулирование высказываний, речь с
учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя
аудиовизуальные средства. |
||
3 |
Матема
тика |
Познавательные действия: логические и алгоритмические знаково-символические
действия :замещение, кодирование, декодирование, а также
планирование, моделирование. Формирование элементов системного мышления и
приобретение основ информационной грамотности; формирование общего приёма
решения задач как универсального учебного действия; |
Овладение различными математическими способами решения разнотипных задач;
освоение предметных знаний: понятиями, определениями терминов, правилами,
формулами, логическими приемами и операциями, применение математических
знаний в повседневных ситуациях; работа с таблицами и диаграммами,
извлечение из них необходимой информации; выполнение действий с числами.
Измерение длин, площадей. |
4 |
Иностран
ный
язык |
Коммуникативные
действия: -речевое
развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур
грамматики и синтаксиса
- развитию письменной речи;
-формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение,
эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение
слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё
мнение в понятной для собеседника форме. |
Говорение,
аудирование, чтение. Участие в диалоге. составление высказываний.
Составление рассказов на определенную тему. Восприятие на слух речи собеседника.
Изучение культуры, традиций народов на основе изучаемого языкового
материала. Личностные универсальные действия: формирование гражданской
идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и
доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и
народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Смысловое чтение; прогнозирование развития
сюжета; составление вопросов с опорой на смысл прочитанного текста;
сочинение оригинального текста на основе плана). |
5. |
Окружаю
щий
мир |
Личностные универсальные действия –
формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и
деятельностного
компонентов гражданской российской идентичности.
Принятие правил здорового образа жизни, понимание необходимости здорового
образа жизни в интересах укрепления физического, психического и
психологического здоровья; общепознавательные
универсальные учебные действия. Логическими действиями: сравнение,
подведение под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой
природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края. |
Определение государственной символики
Российской Федерации и своего региона, описание достопримечательностей
столицы и родного края, определение
на карте Российской Федерации, Москвы — столицы России, своего региона и его
столицы; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран; определение исторического времени,
различение прошлого, настоящего, будущего, ориентация в основных
исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за
славу и достижения своего народа и России.
Освоение элементарных норм адекватного природосообразного
поведения; норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми,
социальными группами и сообществами;
-исследовательская и проектная деятельность;
-поиск и работа с информацией в том числе и с
использованием средств ИКТ |
6 |
Музыка |
Личностные действия:
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации
обучающихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки,
самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении;
формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы
жизни в поликультурном обществе через приобщение к достижениям национальной,
российской и мировой музыкальной культуры и традициям.
Коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития
эмпатии; умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и
передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. |
Пение, драматизация,
музыкально- пластические движения, импровизация, взаимодействие в процессе
ансамблевого, коллективного воплощение различных художественных образов,
решение художественно - практических задач |
7 |
Изобрази
тельное искусство |
Личностные, познавательные, регулятивные действия. |
Создание продукта изобразительной деятельности. Различение по материалу, технике исполнения
художественных произведений. Выявление в
произведениях искусства связи конструктивных, изобразительных элементов. Передача композиции, ритма, колорита, изображение
элементов и предметов. |
Познавательные действия: замещение и моделирование в продуктивной
деятельности обучающихся явлений и объектов природного и
социокультурного
мира
Регулятивные действия: целеполагание как
формирование замысла, планирование и организация действий в соответствии с
целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу,
внесение корректив на основе предвосхищения будущего результата и его
соответствия замыслу.
Личностные действия: формирование гражданской идентичности личности,
толерантности, эстетических ценностей и вкусов, позитивной самооценки и
самоуважения обучающихся. |
|||
8 |
Технология |
Личностные, познавательные, регулятивные действия, коммуникативные |
Предметно-преобразовательная деятельность, способы обработки материалов |
Моделирование,
знаково-
символическая деятельность |
Решение задач на конструирование на основе системы ориентиров (схемы, карты
модели) моделирование и отображение объекта и процесса его преобразования в
форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей) |
||
Регулятивные планирование, рефлексия
как осознание содержания выполняемой деятельности; |
Планомерно-поэтапная отработка
предметно-преобразовательной деятельности, оценка выполненного изделия |
||
Коммуникативная компетентность, развитие планирующей и регулирующей функции
речи формирование первоначальных элементов
ИКТ-компетентности
обучающихся |
Совместно-продуктивная деятельность
(работа в группах); проектная деятельность, обработка
материалов. |
||
Регулятивных действий, включая целеполагание; планирование прогнозирование, контроль,
коррекцию и оценку. |
Проектные работы, составление плана действий и применение
его для решения задач; предвосхищение будущего результата |
||
Личностные:
мотивация, творческая саморегуляция |
Предметно-преобразующая, символико-
моделирующая деятельность с разлчными материалами |
||
9 |
Физическая культура |
Формирование личностных универсальных действий: •
основ общекультурной и российской гражданской
идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном
спорте; •
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней
нуждается, готовности принять на себя ответственность; •
развитие мотивации достижения и готовности к
преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий
совладания
и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости; •
освоение правил здорового и безопасного образа
жизни. |
Освоение способов двигательной
деятельности. Выполнение комплексов упражнений,
подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом. |
|
|
Регулятивные действия: умения планировать, регулировать, контролировать и
оценивать свои действия. Планирование общей цели и пути её
достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля;
оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов |
Выполнение комплексов упражнений,
подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития,
занятие спортом. |
Коммуникативные действия взаимодействие, ориентация
на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах спорта) |
Выполнение комплексов упражнений,
подвижные игры, спортивные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом. |
||
|
Типовые задачи
формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий
Для мониторинга формирования
универсальных действий программой предусмотрено применение типовых задач,
модифицированных методик различных авторов, предложенных А.Г. Асмоловым в пособии для учителя «Как проектировать
универсальные учебные действия», М. «Просвещение» 2010,
Типовые диагностические
задачи для обучающихся задачи
Таблица 2
1.
Личностные УУД |
Типовые диагностические задания для обучающихся |
|
|
Самоопределение |
|
а) Внутренняя позиция школьника |
Методика «Беседа о
школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой,
Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)-6,5-7
лет |
|
б) Самооценка |
Когнитивный компонент Методика «Кто Я?» (М.
Кун). Методика «Хороший ученик» 9- 10 лет |
|
Регулятивный компонент Методика каузальной
атрибуции успеха/ неуспеха 6,5- 7лет,9-10 лет |
||
|
Смыслоообразование |
|
а)Мотивация учебной деятельности |
«Незавершенная сказка» «Беседа о школе»
(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) ) |
Школа выраженности учебно-
познавательного интереса ( по Г.Ю.Ксензовой). Опросник
мотивации 7-10лет |
|
Нравственно- эстетические ориентации |
|
а) Выделение морального содержания ситуации нарушения
моральной нормы /следования
моральной норме |
После уроков (норма взаимопомощи) 7-8лет |
|
б) Дифференциация конвециональных и моральных норм |
Опросник Е. Кургановой 7-10лет |
|
в) Решение моральной дилеммы на основе децентрации |
«Булочка» (модификация задачи Ж. Пиаже) (координация трех норм: ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь — и учет принципа
компенсации) 6,5- 7 лет, 7- 10 лет |
|
г) Оценка
действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы |
«Оцени поступок» Э Туриель, в модификации Е.А. Кургановой.и О.А. Карабановой 7-10 лет |
|
д) Умение аргументировать необходимость выполнения моральной
нормы |
Все задания |
|
2.
Регулятивные универсальные учебные действия |
||
Организация учебной деятельности:
целеполагание,
планирование, контроль, оценка |
«Выкладывание узора из
кубиков» 6,5- 7 лет. ( принятие
учебной задачи, планирование деятельности, осуществление контроля и
коррективы). П.Я. Гальперин. «Проба на внимание»
П.Я. Гальперини С.Л.
Кабыльницкая |
|
3.
Познавтельные универсальные учебные действия |
||
а)
Общеучебные универсальные учебные действия.
Постановка и решение проблемы |
Проба на определение
количества слов в предложении. С.Н. Карпова 6,5-7 лет (
на различение предметной и речевой деятельности) |
|
б) Универсальные логические и знаково –
символические действия |
«Построение числового
эквивалента или взаимно- однозначного соответствия» Ж. Пиаже, А Шеминьска 6- 7 лет Диагностика
универсального действия общего приема решения задач по А.Р.
Лурия, Л.С. Цветковой, 6,5- 10 лет Методика « Нахождение
схем к задаче» по А.Н. Рыбинковой Методика « Кодирование»Д.Векслер
в версии А.Ю. Панасюка. 6,5-7 лет |
|
4. Коммуникативные универсальные
учебные действия |
||
а). Коммуникация как взаимодействие |
Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже). Методика
«Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.) |
|
б)Коммуникация как кооперация. Коммуникативные |
Задание «Рукавичка» Г.А. Цукерман |
|
в)Коммуникация как условие передачи
информации другим людям |
Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант), 8- 10 лет |
Преемственность программы в формировании универсальных учебных действий при
переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Проблема организации
преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной
системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее
основную образовательную программу начального общего образования Основные
проблемы обеспечения преемственности связаны с недостаточностью целенаправленного формирования таких
универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические.
Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов
развития детей со всей остротой ставят задачу целенаправленного управляемого
формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих
компетентность «умения учиться». Формирование способности и готовности
обучающихся реализовывать универсальные учебные действия, составляющих
инвариантную основу образовательного процесса, должно быть обеспечено Программой
развития универсальных учебных действий уже в период предшкольного образования. Которая
обеспечит создание равных возможностей и успешности в освоении начального общего образования для всех
детей. На основе данной программы нами разработана Программа преемственности по
формированию УУД.
Цель программы:
Создание системы непрерывного
формирования универсальных учебных действий, как условия успешной адаптации
обучающихся к школьной жизни через связь и
согласованность компонентов образования: целей, задач, содержания, методов,
средств, форм организации деятельности, планируемых результатов.
Задачи:
1.
Создание
психолого–педагогических условий, благоприятных для
адаптации к школьному обучению.
2.
Развитие ведущей деятельности
каждого периода детства.
3.
Определить мероприятия по совершенствованию содержанию образования в рамках
преемственности в формировании
личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных
учебных действий.
Планируемый результат.
Формирование личностных, регулятивных, познавательных коммуникативных
универсальных учебных действий, успешная адаптация к
школе.
Содержание программы
Направления деятельности |
Содержание |
Методическая работа |
1.
Изучение
материалов ФГОС второго поколения: «Программа развития универсальных учебных
действий для предшкольного и начального общего
образования». 2.
Изучение
технологий, направленных на
реализацию системно- деятельностного подхода в обучении и воспитании. 3.
Изучение
типовых диагностических задач по проверке УУД. 4.
Координация
образовательных программ. 5.
Разработка сквозных программ - ориентиров по
формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. 6.
Разработка критериев проведения учебных занятий и
уроков на основе личностно-
деятельностного
подхода. 7.
Составление
совместного плана работы. 8.
Проведение
семинаров, педсоветов. 9.
Проведение открытых уроков, занятий. |
Совершенствование учебно -
воспитательного процесса |
1. Внедрение
системно - деятельностного подхода: -технологии личностно
- ориентированного обучения; -работа по
формированию УУД в рамках предметов, внеурочной воспитательной работы. 2. Взаимодействие
с семьей: -консультирование,
беседы , лектории, открытые занятия, уроки. |
Диагностическая и коррекционная
работа. |
1.
Психолого-педагогическая диагностика уровня адаптации и готовности к школе
(УУД). 2. Мониторинг
итогов деятельности педагогов, психологов и родителей. 3.
Психолого-педагогический консилиум по результатам работы. 4. Коррекционные
занятия. |
Мероприятия |
|
Работа с
педагогами (ДОУ - школа) |
|
1.
Педагогические
советы: «Преемственность в
формировании универсальных учебных действий
на ступени предшкольного и начального общего
образования»; |
|
2.
Семинары –
практикумы: «Преемственность в
формировании УУД на этапе детский сад - начальная школа»; « Формирование навыков
учебной деятельности на занятиях в детском саду и на уроках в школе»:
-
взаимопосещение
уроков; взаимопосещение занятий в подготовительных
группах ДОУ
-
«Анализ комплектования 1-х классов и
подготовки бывших воспитанников детского сада»; - «Адаптация
обучающихся 1-х классов к обучению в школе» ; - «Итоги
усвоения программного материала
и формирования УУД на этапе
перехода обучающихся из детского сада в школу и по итогам за учебный
год». |
|
Работа с детьми ( ДОУ - школа) |
|
1. Экскурсия детей
подготовительной группы детского сада в школу. 2.
Интеллектуальные конкурсы «Знайки - незнайки». 3. Веселая
спартакиада. 4. Выставка
рисунков «Что такое школа». 5. Преемственность
в проведении праздников «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта». 6. Занятия в школе
будущего первоклассника. |
|
Работа с
родителями |
|
1. Консультации
родителей воспитателями, педагогами, учителями «Как подготовить
ребенка к школе» (о значении УУД для обучения в школе), «Как оценить готовность к обучению будущих
первоклассников». 2. Лекторий в
рамках школы будущего первоклассника: -Как развивать
универсальные учебные действия в семье (
личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные). 3. Родительские
собрания:
«Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с
позиции формирования УУД)»; «Поступление в школу - важное событие в жизни
семьи». 4. Открытые
занятия в детском саду в подготовительных группах и уроков в школе в рамках
« Дня открытых дверей». |
|
Информационно-
наглядная агитация |
|
1.
Информация на сайте школы «Прием в первый класс» (о начале приема в 1-й
класс, правила приема, образовательные программы, учебный план, материальная
база» 2.
Оформление стенда «Как подготовить ребенка к
школе» 3. Папки –
передвижки «Скоро в школу». « Что такое готовность к школе». |
Психолого-педагогические условия по
организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и
начального общего образования.
1.
Руководство деятельности детей дошкольного возраста следует осуществлять, широко
используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с
частичным применением школьных методов.
2.
Соблюдение преемственности не
только в методах работы, но и в стилях педагогического общения.
3.
Соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов
через организацию организации их межличностного общения.
4.
Формирование
ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при
формировании учебной деятельности. Проведение
занятий с учетом принципа соответствия формы организации
занятий ведущему виду деятельности - игре. Использование игр с правилами и
сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу».
5.
Доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям (ученикам,
воспитанникам).
6.
Для достижения эффективности в обучении дошкольников и младших школьников
необходимо формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Поощрение детей за активность,
познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой
ответ, даже неверный.
7. Использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то
придумать, предложить самим.
8. Адекватная оценка
– развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие
есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что
для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый,
безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).
9.
Обеспечение выполнения таких учебных действий как: восприятие инструкций; планирование
деятельности, умение выполнять задание до конца; оценка действий на основе
совместной деятельности - педагог, ученик, воспитанник.
10.
Применение заданий, способствующих развитию познавательных функций: внимание;
память; мышление.
11.
Применение различные формы организации учебной деятельности с целью развития коммуникативных умений
работа парами; работа по подгруппам. Предоставление ребенку возможности
выбора деятельности, партнера, средств, сочетание игровой, учебной, продуктивной
и других видов деятельности.
12.
Активизация любознательность и инициативность детей:
–
умение задавать вопросы;
–
высказывание собственных суждений;
–
умение делать простые практические выводы.
13.
Организация условий для партнерского
сотрудничества детей и педагогов.
14.
Осуществление педагогической пропаганды среди родителей и широкой.
15.
Общественности по разъяснению
значения формирования УУД на
каждом возрастном этапе развития ребенка.
16.
Разработка специального содержание занятий, способствующего формированию УУД с
учетом функциональных возможностей и возрастных особенностей детей.
17.
Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных,
подвижных и статических форм активности.
18.
При формировании психологической готовности к школе необходимо
учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в
уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении
к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции
собственного поведения.
Значение преемственности формирования универсальных учебных
действий при переходе
от
дошкольного к начальному и основному общему образованию представлено в таблице.
Преемственность в формирования универсальных учебных действий при переходе со
ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования и их
значение для дальнейшего обучения
Таблица3
Универсальные учебные действия |
Результаты развития универсальных учебных действий |
Значение универсальных учебных действий |
|||
Ступень дошкольного образования (предшкола) |
Школа 1 ступени
обучения |
Ступень
дошкольного образования (предшкола) |
Школа 1 ступени
обучения |
Для обучения в 1 классе |
Для обучения в
школе 2 ступени |
Личностные:
-самоопределение, смыслообразование |
Личностные действия: - смыслообразование смыслоопределение Регулятивные действия |
Формирование внутренней позиции школьника |
Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности.
Формирование рефлексивной адекватной самооценки |
Формирование адекватной мотивации учебной деятельности |
Создание возможностей обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Формирование
адекватной оценки учащимся границ «знания» и «незнания».
Обеспечение высокой самоэффективности в форме принятия учебной цели и работы над
ее достижением |
Познавательные логические:
классификация |
Познавательные,
личностные, регулятивные, коммуникативные |
Овладение понятием сохранения (на примере дискретного
множества). |
Функционально-
структурная сформированность
учебной деятельности. Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения |
Обеспечение предпосылок формирования числа на основе овладения сохранением дискретного множества как условия освоения математики |
Достижение высокой успешности в усвоении учебного содержания. Создание
предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию |
Познавательные знаково-символические |
Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности |
Формирование предпосылок успешности овладения чтением (грамотой) и письмом; усвоения математики, родного языка; умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах |
|||
Регулятивные: -выделение и
сохранение цели заданной в виде образца- продукта действия, -ориентация на образец
и правило выполнения действия, - оценка |
|
Умение произвольно регулировать поведение и деятельность: построение предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом |
Функционально- структурная сформированность учебной деятельности. Развитие
произвольности восприятия,
внимания, памяти, воображения |
Формирование умения организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем. Овладение эталонами обобщенных способов действий, научных понятий (в русском языке, математике) и предметной, продуктивной деятельности (в технологии, изобразительном искусстве и др.) |
|
Коммуникативные как
умение вступать в сотрудничество |
Коммуникативные (речевые), регулятивные соотносить
собственную позицию с
позицией партнеров |
Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии |
Формирование внутреннего плана действия |
Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Осознание
содержания своих
действий и усвоение учебного содержания |
Развитие способности действовать в уме, «отрывать» слово от предмета; достижение нового уровня обобщения |
Коммуникативные
как общение |
Коммуникативные, регулятивные |
Развитие коммуникации как общения и кооперации со
взрослым и сверстником. Развитие планирующей и регулирующей функции речи |
Развитие рефлексии — осознания
учащимся содержания, последовательности и основания действий |
Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Осознание
содержания своих
действий и усвоение учебного содержания |
Формирование осознанности и критичности учебных действий |