Программа
духовно-нравственного
развития и
воспитания
обучающихся на ступени начального
общего образования
в МКОУ Краснянской ООШ
I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность духовно-нравственного
развития и воспитания
Планирование
духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе
деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую
организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой
системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи
не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного,
духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в
современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования
в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать
развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и
способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению,
основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в
жизни.
В
соответствии ФГОС НОО программа
духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России;
гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; личное нравственное
самосовершенствование.
1.2. Нормативно-правовая база
Реализацию Основной образовательной программы начального
общего образования (ООПНОО) регламентируют законодательные документы:
- Конвенция о правах
ребенка, принятая Генеральной ассамблеей ООН 20.11.
- Закон РФ «Об
образовании» от 10 июля 1992 № 3266-I (с изменениями и дополнениями) ст.
9,13,14,15,32;
- Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 № 373 «Об утверждении
и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
- Типовые положения об
общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства
РФ);
- Письмо МО РФ №
408/13-13 от 20.04.2001 г. «Рекомендации по организации обучения в первом классе
четырехлетней начальной школы»
- Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000 г.
«Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;
- Письмо МО РФ №
220/11-13 от 20.02.1999 г. «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной
школе»;
- Письмо МО РФ №
1561/14-15 от19.11.1998 г. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной
школе»;
- Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003г.
«Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного
обучения»;
- Письмо МО РФ и НИИ
гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 г.
«Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»;
- Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от
17.02.2001г. «О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы»;
- Приказ Министерства
образования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
Российской федерации, реализующих программы общего образования» (с последующими
изменениями и дополнениями);
- Приказ МОиН РФ №2080 от 24.12.2010 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год. (Полный перечень
опубликован в журнале «Вестник образования Росии», а также на сайте МОиН РФ. За
изменениями, происходящими в Федеральном перечне, можно проследить и Интернете
(сайт www.edu.gov.ru);
- СанПиН;
-
Закон Волгоградской области «Об образовании
в Волгоградской
области» от 11.08.2006.№ 1276;
- Устав
Муниципального казенного
образовательного учреждения
Краснянской основной общеобразовательной школы
Урюпинского муниципального района Волгоградской области;
-
Программа развития МКОУ Краснянской ООШ
-Федеральный закон «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
-Федеральный закон от 19 мая
-Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства
Российской Федерации от 11 июля
-Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и
профилактика экстремизма у российского общества» (2001-2005 гг.)
-Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, на
основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России[1],
с учётом реализации УМК « Начальная школа 21 века» и опыта воспитательной работы
в военно-патриотическом, нравственно-эстетическом, экологическо-краеведческом в
МКОУ Краснянской ООШ.
1.3.
Ресурсы, необходимые для реализации программы
Материально-техническая база:
Материально-техническая
база реализации ООП НОО обеспечивает соблюдение:
-
санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к
водоснабжению, освещению, воздушно-тепловому режиму );
- санитарно-бытовых
условий (наличие оборудованных гардеробов);
- социально-бытовых
условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской);
- пожарной и
электробезопасности;
- требований охраны
труда.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса
обеспечивает возможность:
- создания и
использования информации;
- получения информации
различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке);
- физического развития,
участия в спортивных соревнованиях и играх;
- размещения своих
материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;
- проведения массовых
мероприятий, собраний, представлений;
- организации отдыха и
питания.
Информационно-образовательная среда школы
включает в себя совокупность технологических средств, компетентность участников
образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных
задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Имеется
доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещенным в
федеральных и региональных базах данных ЭОР. Библиотека укомплектована печатными
образовательными ресурсами по предметам.
Имеется Интернет, разработан собственный сайт.
Кадровые ресурсы:
-Педагоги, прошедшие переподготовку и имеющие квалификацию -
-Педагоги дополнительного образования (учителя-предметники) - ;
Социум, родители
1.3.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 4 года, охватывает период
обучения в начальной школе
Цель
программы
Создание условий:
-для
формирования у учащихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на
культурно-исторических и духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих
принципов.
-для более
тесного сотрудничества и школы, повышения воспитательного образовательного
потенциала цепочки: семья, школа и ученик.
Задачи программы:
-формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости
за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
-воспитывать в каждом ученике трудолюбие,
уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине,
семье;
-воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
-способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и
этических норм;
-приобщать
детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в
условиях многонационального государства.
III
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный
процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия
обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы
общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей
многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе
социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой
сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно
выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов
отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Ценностные установки
духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются
с традиционными источниками нравственности.
Основные ценности содержания образования, формируемые на
ступени начального общего образования
– это:
·
патриотизм (любовь
к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
·
социальная
солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь,
достоинство);
·
гражданственность
(правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим
поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и
вероисповедания);
·
семья (любовь и
верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших,
забота о продолжении рода);
·
труд и творчество
(творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие,
бережливость);
·
наука (познание,
истина, научная картина мира, экологическое сознание);
·
традиционные
российские религии (системные культурологические представления о религиозных
идеалах);
·
искусство и
литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл
жизни, эстетическое развитие);
·
природа (жизнь,
родная земля, заповедная природа, планета Земля);
·
человечество (мир
во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества,
международное сотрудничество).
·
здоровье, ЗОЖ (здоровье, забота о свом организме, умение и навыки сохранения здоровья, физкультура и спорт, гигиена тела и жилища,
правильное питание, режим труда (учебы) и отдыха, душевное здоровье и хорошее настроение)
Ценность мира – как общего дома для всех жителей Земли;
как мирового сообщества, представленного разными
национальностями;
как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и
добродетели, все ценности.
Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся
в осознанном желании служить Отечеству.
Дар слова – как
возможность получать знания, общаться
Ценность природы - осознание
себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и
выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии,
её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в
которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется
взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра – как
проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как
совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему –
«красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности,
нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора – как возможность совершать
суждения и поступки в рамках норм,
правил, законов общества.
Процесс
превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует
включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности,
определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих
ценностей на практике.
Ценностные
ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями
ФГОС и общим представлением о
современном выпускнике начальной школы.
Портрет выпускника начальной школы МКОУ Краснянской ООШ
Выпускник начальной школы — это
человек:
Ø любознательный, активно познающий
мир;
Ø владеющий основами умения учиться;
Ø любящий родной край и свою страну;
Ø уважающий и принимающий ценности
семьи и общества;
Ø готовый самостоятельно действовать и
отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
Ø доброжелательный, умеющий слушать и
слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
Ø выполняющий правила здорового и
безопасного образа жизни для себя и окружающих.
2. Основные направления духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся МКОУКраснянской
ООШ
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании
базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание
гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как
социальная форма гражданского общества.
2. Воспитание
нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости,
милосердия, чести, достоинства;
свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной
культуре и светской этике.
3. Воспитание
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как
целеустремленность и настойчивость,
бережливость.
4.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и
младших; ценность здоровья (физического, нравственного и
социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание
ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли;
ценность
природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность
человека за окружающую среду.
6. Воспитание
ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова,
ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия
достижения мастерства, ценность
творчества.
Приоритетным направлением программы является воспитание
гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека.
Реализация
целевых установок средствами
используемого УМК «Начальная школа XXI века»
В содержание УМК «Начальная школа XXI века» заложен огромный воспитывающий
и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете
осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей.
Средствами разных предметов системы учебников «Начальная школа XXI века» в
детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой
Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям,
уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам,
самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Учебник «Русский
язык» несёт особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости,
духовно-нравственному содержанию, воспитывают толерантность, учит решать
коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивает уважение и интерес к творческой
работе.
Учебник «Литературное чтение» содержит
литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей,
фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического
содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра,
сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и
гордости за свою страну. В процессе взаимодействия учащихся с художественными
произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное
познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос
эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Содержание курса «Математика»
способствует воспитанию трудолюбия, уважения к интеллектуальному труду,
стремления к познанию. Материал учебников обогащён культурными и ассоциативными
связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение
знаменательные свершения и события нашей Родины.
Материалы учебников «Окружающий мир»
дают возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над
осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать
экологическое отношение к окружающему миру, расширяют представления учащихся о
своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия
человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе и
продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство
сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. Одной
из важнейших задач курса является развитие у школьников интереса, переходящего в
потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее
природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
Материалы в учебниках музыки и изобразительного искусства помогают решать задачи
патриотического, эстетического воспитания учащихся, творческого отношения к
жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических и
национально-культурных традиций народов России.
Учебники «Английский язык» учат
детей рассказывать о своей семье, своей стране, о достопримечательностях своего
края; знакомят с культурами народов
других стран мира; воспитывают толерантное отношение к другим народам и
культурным традициям; развивают способности к межнациональному и
межконфессиональному диалогу.
Содержание
данных курсов способствует формированию у младших школьников мотивации к
осознанному нравственному поведению, формированию нравственных ориентаций в
связи с религиозно-культурным просвещением учащихся; созданию у них
определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных
впечатлений о нравственных идеалах народа, способствует развитию ценностного
отношения к духовному наследию своего народа, уделяется знакомству с
нравственными, моральными нормами и правилами, выработанными обществом. Это
иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Система
заданий на создание ситуаций предлагает
значимость
усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Это даёт возможность
педагогам делать духовно-нравственное содержание предметом работы с учащимися в
учебном процессе, а также обеспечивает духовно-нравственное развитие детей в
единстве урочной, внеурочной и внешкольной воспитательной деятельности, в
совместной педагогической работе школы, семьи и общественности.
3. Совместная деятельность МКОУ Краснянской ООШ, семьи
и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся
Одной из
педагогических задач разработки и реализации данной программы является
организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях
духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:
— повышение
педагогической культуры родителей
(законных представителей) учащихся путем проведения Дней открытых дверей, тематических педагогических советов и
родительских собраний, выпуска информационных материалов и публичных докладов
школы по итогам работы за год.
—
совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем
организации совместных мероприятий, праздников, акций:
День здоровья, «Папа, мама я – спортивная
семья», праздник Букваря, Новогодние праздники, театральные постановки к Дню
учителя и Дню мамы, праздник «Прощание с начальной школой», праздник Осени, День
семьи и т.д.
— расширение
партнёрских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной
деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских
комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций на
территории школы и села.
Календарь традиционных школьных дел и праздников
Проектная деятельность.
·
Презентации:
«Герои
Отечественных войн России».
Праздники и вечера развлечений.
«Россия – Родина моя»
«Праздник Победы – праздник со слезами на глазах»
«Масленица»
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
«Народные ремёсла родного края»
Выставки, конкурсы, презентации
·
Выставки:
«Герои ВОВ – жители нашего села»
«Герои труда
рядом с нами»
·
Конкурсы:
«Что мы
умеем: делаем новогодние игрушки»
·
Презентации:
«Наша
школьная жизнь»
«Мы любим
своё село»
Классные часы
«Как избежать конфликта с одноклассником»
«Моя семья: традиции и праздники»
Повышение
педагогической культуры родителей
·
Родительские общешкольные собрания
«Нравственное воспитание младшего школьника»
«Психология
семейных отношений и их влияние на становление личности ребёнка»
«Семья и религия: воспитание толерантности»
·
Обмен опытом
«Воспитание доброты: опыт семьи»
«Воспитательный опыт пап»
«Почему дети бывают эгоистами»
Наглядная
агитация для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска
объявлений).
Фотовыставка «Труд младшего школьника в семье»
Выставка «Как мы растём»
Выставка «Советуем прочитать. Педагогическое
образование родителя»
Классные уголки: выставки детских рисунков, сочинений,
творческих работ, информация для родителей.
Консультации
для родителей
Консультации директора школы и учителей по актуальным вопросам семейного
воспитания. Проводятся родительские собрания
по темам «Подготовка ребёнка к школе», «Жизнь ребёнка и его успехи в школе», «О
любви к живому», «Как прекрасен этот мир», «Путь к здоровью, силе, бодрости»,
«Как воспитать настоящего человека», «Соблюдение правил ПДД», «Характер ребёнка
зависит от нас», «В труде воспитывается воля», «Как преодолеть рассеянность у
ребёнка» «Педагогика понимания», «Обернитесь лицом к родной культуре»,
«Воспитываем любовь к чтению», «Учитесь общению со своими детьми».
В каждом классе и в коридоре школы оформлены уголки для родителей и учащихся
4. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития
и воспитания учащихся МКОУ Краснянской
ООШ
По каждому из заявленных направлений
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма,
уважения к правам и обязанностям человека:
— ценностное отношение к России, своему народу, своему
краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной
символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным
традициям, старшему поколению;
— элементарные представления о России как государстве и
социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории
страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга;
— первоначальный опыт постижения ценностей гражданского
общества, национальной истории и культуры;
— опыт ролевого взаимодействия, социальной и
межкультурной коммуникации;
— начальные представления о правах и обязанностях
человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического
сознания:
— начальные представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в
семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных
социальных групп;
— нравственно-этический опыт взаимодействия со
сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами;
— уважительное отношение к традиционным религиям;
— неравнодушие к жизненным проблемам других людей,
сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
— способность
эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе
в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других
людей;
— уважительное отношение к родителям (законным
представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
— знание традиций своей семьи и образовательного
учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к
учению, труду, жизни:
— ценностное отношение к труду и творчеству, человеку
труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
— ценностное и творческое отношение к учебному труду;
— элементарные представления о различных профессиях;
— первоначальные навыки трудового творческого
сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
— осознание приоритета нравственных основ труда,
творчества, создания нового;
— первоначальный опыт участия в различных видах
общественно полезной и личностно значимой деятельности;
— потребности и начальные умения выражать себя в
различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой
деятельности;
— мотивация к самореализации в социальном творчестве,
познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни:
— ценностное отношение к своему здоровью, здоровью
близких и окружающих людей;
— элементарные представления о взаимообусловленности
физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о
важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
— первоначальный личный опыт здоровьесберегающей
деятельности;
— первоначальные представления о роли физической
культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
— знания о возможном негативном влиянии алкоголя,
никотина, токсикомании, компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье
человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе,
окружающей среде (экологическое воспитание):
— ценностное отношение к природе;
— первоначальный опыт эстетического,
эмоционально-нравственного отношения к природе;
— элементарные знания о традициях
нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах
экологической этики;
— первоначальный опыт участия в природоохранной
деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
— личный опыт участия в экологических инициативах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание):
— первоначальные умения видеть красоту в окружающем
мире;
— первоначальные умения видеть красоту в поведении,
поступках людей;
— элементарные представления об эстетических и
художественных ценностях отечественной культуры;
— первоначальный опыт эмоционального постижения
народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
— первоначальный опыт эстетических переживаний,
наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к
окружающему миру и самому себе;
— первоначальный опыт самореализации в различных видах
творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в
доступных видах творчества;
— мотивация к реализации эстетических ценностей в
пространстве образовательного учреждения и семьи.
Основные
результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в
рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные
суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную
сферу личности; различные тестовые
инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
К
результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников
начальной школы, относятся:
·
ценностные
ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции
(этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
·
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
·
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.)
Оценка и
коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной
деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в
тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Приложение
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника
(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности
учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование
когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития.
Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми
нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование
эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка,
эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого
компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального
выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и
т.д.
Метод «Беседа»
(предназначен
для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости,
дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как
хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
▪
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
▪
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
▪
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
▪
Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
▪
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
▪
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту.
Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести
примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими;
справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления
безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности
понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка
сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если
представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и
полное;
3 балла – если
сформировано полное и четкое представление.
Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как
называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать
сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития
Методика «Сюжетные картинки»
(предназначена для детей 1-2 классов)
( по Р.Р.Калининой)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных
поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной
стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие,
объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок
неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих
и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок
правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия;
эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок
правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные
реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок
обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции
адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Что мы ценим в людях»
(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший
человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего
просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и
привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится
индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит
выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке
адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная
эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и
отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на
безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не
имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам
неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны
или отсутствуют.
1 балл – нравственные
ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает
это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к
нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные
ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но
отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок
обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции
адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать»
(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается
представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней.
Например, первая ситуация: во время
перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался.
Что ты скажешь? Почему? Вторая
ситуация: одноклассники сговорились
сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими
словами.
1.
Если я знаю, что поступил неправильно, то …
2.
Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
3.
Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием,
я обычно …
4.
Когда в моем присутствии обижают человека, я …
5.
Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко
мне, я …
6.
Если бы я был на месте учителя, я …
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Незаконченные предложения,
или моё отношение к людям.
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий
друг …
Не люблю людей, которые
…
Больше всего люблю тех
людей, которые …
Когда меня нет, мои
друзья …
Я хотел бы, чтобы мои
друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со
мной как …
когда я был маленьким,
моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы
забыть …
Моей самой большой
ошибкой было …
Если ты совершаешь
дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно
способен …
Я хотел бы быть похожим
на тех, кто …
Наибольших успехов я
достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД
ЛТД», 1997, стр 37)
Методика оценки уровня
морально-нравственного развития
Основываясь на работах Ж.Пиаже по выявлению стадий интеллектуального развития,
Л. Кольберг предположил возможность существования стадий развития нравственного
сознания.
Кольберг выделяет три
основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональный,
конвенциональный и постконвенциональный.
Преконвенциональный
уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений. Поступки оцениваются
главным образом по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Хорошо то,
что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что причиняет
неудовольствие (например, наказание).
Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда
ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса… Моральные
нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней
инстанции. Действуя в соответствии с принятыми группой правилами, становишься
«хорошим». Эти правила могут быть и всеобщими, но они не выработаны самим
человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние
ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует.
Постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже
у взрослых людей. Это уровень развития личных нравственных принципов, которые
могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую
широту и универсальность.
Стадии развития моральных суждений по Л. Кольбергу
Уровень |
Возраст |
Основания морального
выбора |
Отношение к идее
самоценности человеческого существования |
Преконвен-циональный |
4-7 |
Наивный
потребительский гедонизм. Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые
поступки по принципу: «Ты – мне, я – тебе» |
Ценность человеческой
жизни измеряется удовольствием, которое ребенку доставляет этот человек |
Конвенцио- нальный |
7-10 10-12 |
Мораль «пай-мальчика».
Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть
хорошим. Ориентация на
авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства
вины; выполняю свой долг, подчиняюсь правилам |
Ценность человеческой
жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку. Жизнь оценивается как
сакральная, неприкосновенная категория моральных норм и обязанностей. |
Анкета-опросник «Настоящий друг»
(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, стр. 154)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов.
Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы
не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов.
У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую
дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов.
Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья
чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов
(методика Н.П. Капустиной)
1 – 2-е классы
|
Я оцениваю себя вместе
с родителями |
Меня оценивает учитель |
Итоговые оценки |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: § мне интересно
учиться § я люблю мечтать §
мне интересно
находить ответы на непонятные вопросы §
мне нравится
выполнять домашние задания §
я стремлюсь
получать хорошие отметки |
|
|
|
2. ТРУДОЛЮБИЕ: § я старателен в
учебе § я внимателен §
я помогаю
другим в делах и сам обращаюсь за помощью §
мне нравится
помогать родителям, выполнять домашнюю работу §
мне нравится
дежурство в школе |
|
|
|
3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: §
к земле §
к растениям §
к животным §
к природе |
|
|
|
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ: §
я выполняю
правила для учащихся §
я добр в
отношениях с людьми §
я участвую в
делах класса и школы |
|
|
|
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ: §
я аккуратен в
делах §
я опрятен в
одежде §
мне нравится
красивое вокруг меня §
я вежлив в
отношениях с людьми |
|
|
|
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ: §
я управляю
собой §
я соблюдаю
санитарно-гигиенические правила ухода за собой §
у меня нет
вредных привычек |
|
|
|
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая
позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый
ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень
воспитанности.
5 – 4,5 – высокий
уровень
3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший
уровень
2,8 – 2 – низкий уровень
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной) 3 – 4-е
классы
|
Я оцениваю себя вместе
с родителями |
Меня оценивает учитель |
Итоговые оценки |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: § мне интересно
учиться § я всегда
выполняю домашние задания § я люблю читать §
мне интересно
находить ответы на непонятные вопросы §
я стремлюсь
получать хорошие отметки |
|
|
|
2. ПРИЛЕЖАНИЕ: § я старателен в
учебе § я внимателен § я старателен §
я помогаю
другим в делах и сам обращаюсь за помощью §
мне нравится
самообслуживание в школе и дома |
|
|
|
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: §
я берегу землю §
я берегу
растения §
я берегу
животных §
я берегу
природу |
|
|
|
4. Я И ШКОЛА: §
я выполняю
правила для учащихся §
я выполняю
правила внутришкольной жизни §
я участвую в
делах класса и школы §
я добр в
отношениях с людьми §
я справедлив в
отношениях с людьми |
|
|
|
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ: §
я аккуратен и
опрятен §
я соблюдаю
культуру поведения §
я забочусь о
здоровье §
я умею
правильно распределять время учебы и отдыха §
у меня нет
вредных привычек |
|
|
|
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая
позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый
ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень
воспитанности.
5 – 4,5 – высокий
уровень
3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший
уровень
2,8 – 2 – низкий уровень
(Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в
школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, стр. 115 – 118)
Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»
(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание
в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)
Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того,
положительный или отрицательный ответ ты дашь.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно
уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через
товарищей)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя
отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами:
нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей,
бабушки, дедушки, братьев, сестер?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли
тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее
приобрести?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь
работу «от себя», по своей инициативе?
7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли
вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино.
Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь
взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь
с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо
заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки
внимания?
Обработка результатов:
Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – –
+ + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез
призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения,
не огорчайся. Дело вполне можно поправить.
Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся
Тест для учащихся 3-4 классов
(составлен авторами)
1. В какой последовательности располагаются полосы на
Государственном флаге Российской Федерации?
а) белая, синяя, красная;
б) красная, белая, синяя;
в) синяя, белая, красная.
2. Гимн – это…
а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;
б) торжественная песня для коллективного прослушивания;
в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях,
подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.
3. На Государственном Гербе Российской Федерации
изображен …
а) золотой двуглавый орел;
б) Святой Георгий Победоносец;
в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.
4. Родина – это…
а) место, где человек живет сейчас;
б) место, где человек родился и провел свое детство;
в) Отечество, родная сторона.
5. Конституция – это основной закон государства,
определяющий …
а) общественное и государственное устройство;
б) основные права и обязанности граждан;
в) права граждан.
[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.