Раздел 1. Общие положения.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние
полного физического, психического и социального здоровья.
Здоровье – основа формирования личности, и в этой связи, уместно вспомнить слова
замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что у 85% всех неуспевающих учеников главной
причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь
недомогание или заболевание».
Отсюда вытекает актуальность проблемной ситуации: Здоровье детей и подростков в
любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях
является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как
оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал
общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким
барометром социально-экономического развития страны.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
- это комплексная программа формирования их
знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
Цель программы
Представление всех
возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптивного,
физически развитого
выпускника.
Задачи программы:
·
Сформировать представление о
позитивных факторах влияющих на здоровье;
·
Научить обучающихся делать
осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять
здоровье;
·
Научить выполнять правила личной
гигиены и развивать готовность на основе ее
использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
·
Сформировать представление о
правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
·
Сформировать представление о
рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности,
научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
·
Дать представление с учетом
информационной безопасности о негативных
факторах риска здоровью детей ( сниженная двигательная активность,
инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах
возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных
веществ, их пагубном влиянии на
здоровье;
·
Дать представление о влиянии и негативных эмоций на здоровье, в том
числе получаемых от общения от общения с
компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
·
Научить элементарным навыкам
эмоциональной разгрузки (релаксации);
·
Сформировать навыки позитивного
коммуникативного общения;
·
Сформировать представление об
основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
·
Сформировать потребность ребенка
безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Прогнозируемый результат:
• Здоровый физически, психически, нравственно,
адекватно оценивающий
свое место и предназначение жизни выпускник.
Участники программы:
• учащиеся;
•
классные руководители;
•
учителя-предметники (ОБЖ,
биология, физкультура и др.);
•
врач-педиатр,
закрепленный за учреждением;
•
родители.
Педагогические средства:
•
Пакет диагностик
состояния здоровья учащихся.
•
Анкета склонности к
вредным привычкам.
•
Методические рекомендации классным
руководителям по формированию
у учащихся гигиенических навыков,
•
Программа учебных
предметов (ОБЖ, «Окружающий мир», физическая культура), формирующих основы здорового
образа жизни; Дни здоровья.
•
Программа летнего
оздоровительного сезона.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ,
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1.Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
- обеспечение соблюдения
санитарно-гигиенических норм при организации
образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;
-
обеспечение здоровьесберегающего режима
работы школы;
-
организация рациональной системы питания учащихся;
-
обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;
- разработка комплекса мероприятий
по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся.
2. Инструктивно-методическая работа
с обучающимися, их родителями и учителями.
- организация семинаров для педагогов школы;
- организация родительского всеобуча;
- конференции, лектории, викторины для учащихся на
валеологические темы;
- проведение инструктажей по технике безопасности, охране
труда, противопожарной безопасности и учебных тренировок.
3. Учебно-воспитательная работа.
- использование
на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
- разработка
валеологической тематики классных часов;
- организация работы спортивных кружков и секций школы;
- организация работы кружков валеологической
направленности.
4. Профилактика и коррекция
здоровья.
-
физкультминутки, зарядка для глаз;
- проведение в школе вечеров здоровья и отдыха;
- проведение дней здоровья;
- проведение спортивно-массовых мероприятий.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:
·
Учащиеся;
·
Классные руководители;
·
Учителя – предметники;
·
Родители;
·
Администрация школы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
·
Программа учебных предметов,
формирующих основы здорового образа жизни;
·
Дни здоровья.
·
Пакет диагностик состояния здоровья
учащихся. Анкета склонности к вредным привычкам.
Раздел 2. Содержание деятельности
Направление деятельности |
Задачи |
Содержание |
Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни |
1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями
валеологии (здоровье, здоровый
образ жизни). 2.
Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности. 3.
Обеспечение условий для пропаганды здорового образа жизни |
-
Проведение уроков здоровья,
-проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде
здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной
безопасности |
Профилактическая деятельность |
1.Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики
здоровья. 2.
Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья. 3.
Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к
учебному процессу. 4.
Профилактика травматизма |
-
Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика
помещений; пропаганда культуры питания в семье. -
Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных
комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований. -
Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике
безопасности; проведение инструктажа с детьми. -
Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон
отдыха. |
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа |
1.
Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
2.Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
3.Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму. |
-
Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и
спортивно-массовой работы в начальной школе: организация подвижных игр;
соревнований по отдельным видам спорта;
спартакиады, дни здоровья -
Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой
работе с детьми родителей. |
Формы работы:
·
уроки здоровья;
·
просмотр учебных фильмов;
·
выпуск газет;
·
беседы о здоровом образе жизни;
·
классные часы;
·
родительские собрания,
·
тематические линейки;
·
проведение Дней здоровья,
·
спортивные праздники и развлечения.
Программное содержание
Ступень образования |
Содержательные линии |
1 класс |
Отношение к самому себе, к своему собственному
здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен
свежий воздух, спорт в моей жизни |
2 класс |
Мы за здоровый образ жизни, особенности
физиологического и
психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания,
спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения. |
3 класс |
Осознанно
о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи,
правила безопасного поведения. |
4 класс |
Спорт в моей жизни,
нет вредным привычкам, роль
физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы,
иммунитета, быть здоровым – это здорово! |
Раздел 3.
Механизм и этапы реализации программы
Мероприятие |
Сроки исполнения |
Исполнители |
1.Организационная
работа |
||
1. Контроль за
внедрением
медикопсихологических и педагогических требований к
построению
учебно-воспитательного процесса. |
Постоянно |
администрация школы |
2. Постоянный контроль по
введению здоровьесберегающих технологий в
методов в учебную программу. |
Постоянно |
зам.директора по учебно- воспитательной работе |
3. Проведение
семинаров с классными
руководителями и учителями предметниками по вопросам укрепления и сохранения
здоровья учащихся. |
сентябрь, апрель |
Учителя физической культуры |
4. Проведение
мониторинга санитарно-гигиенического состояния внутришкольных помещений и пришкольного
участка. |
1 раз в четверть |
Администрация школы |
5.Проведение работы по выявлению
учащихся с дивиантным и
адаптивным поведением. |
сентябрь, апрель |
Классные руководители |
6.Организация школьного питания с учетом
санитарно-эпидемиологических норм и требований. |
Постоянно |
Администрация школы |
7.Проведение профилактического
медицинского осмотра учащихся школы, |
Постоянно |
медработники ЦРБ |
2. Формирование
банка теоретической информации |
||
1. Подбор
и рекомендации примерной тематики бесед
по
формированию здорового образа
жизни 1-4 кл. Темы бесед: 1-4 классы «Как соблюдать режим дня». «О вредных привычках». «Мой досуг». «Личная гигиена». «Как
быть здоровым». |
Постоянно |
Зам.директора по УВР, кл. руководители |
|
||
|
||
|
||
|
|
|
2. Формирование банка
методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, классных часов, валеологического направления. |
постоянно 2011-2014г. |
зам. директора по УВР |
3.Составление методических рекомендаций по
проведению физкультпауз на уроках. |
сентябрь |
Администрация |
6. Организация выставок новинок
литературы по формированию здорового
образа жизни. |
2 раза
в учебный год |
Библиотекарь |
3. Практические мероприятия |
||
3.1. В области сохранения и укрепления здоровья |
||
3.1.1 Проведение уроков здоровья (1-4 классы ) |
согласно шк. расписания |
Учителя физкультуры |
3.1.2. Регулярное проведение физкульт. пауз на уроках для
снятия физического и эмоционального напряжения. |
постоянно |
Учителя предметники |
3.1.3 Проведение общешкольных «Дней здоровья». |
октябрь, апрель 2011-2014г. |
Учителя физкультуры |
3.1.4. Ознакомление учащихся со
здоровьесберегающими технологиями на классных часах. |
согласно планов работ классных руководителей |
Классные руководители |
3.2. Формирование здоровой
внутришкольной среды |
||
3.2.1. Озеленение классных комнат
и школьных рекреаций. |
постоянно |
Заведующие кабинетами |
3.2.2. Работа санитарных постов, организация и проведение
субботников. |
постоянно |
Зам. директора
по ВР |
3.2.3. Лекторий: «Внимание,
грипп!» |
При вспышке эпидемии |
медработник |
3.3. Формирование здоровой
среды в школьном микрорайоне |
||
3.3.1. Озеленение пришкольной территории |
Апрель, май |
Классные руководители |
3.3.2. Проведение субботников
по соблюдению санитарного режима
школьной территории. |
Осенне-весенний период |
Зам. директора по
ВР |
3.4. Работа с родителями и общественностью |
||
3.4.1. Консультации, лектории для родителей по вопросам охраны и ценности
здоровья учащихся. |
постоянно |
Кл. руководитель |
3.4.2.Родительские собрания,
классные и
общешкольные по вопросам организации детского питания. |
1 раз в четверть |
Кл.руководитель администрация школы |
3.5. Внеклассная
работа по профилактике вредных привычек |
||
3.5.1. Работа устного журнала
«Здоровье» для 3-4 классов «Наркотики: мифы и реальность». «Мифы о безвредности пива». «Табакокурение: воздействие на
организм». «Здоровый образ жизни». |
1 раз в четверть в каждом классе |
Классные руководители |
3.5.2.Тренинг обучения здоровому
образу жизни |
в течение года |
|
|
|
|
3.7. Школьная столовая |
||
3.7.1. Организация питания
школьников |
с 1
сентября |
Администрация школы, персонал столовой |
3.7.2. Разработка и утверждение
различных меню. |
с 1 сентября |
персонал столовой |
3.7.3. Организация дежурства
учащихся и учителей в столовой. |
по
плану |
кл. руководители |
3.7.4. Беседы о рациональном
питании. |
по
плану классных руководителей |
кл. руководители |
3.8. Дополнительное образование в области здоровья |
||
3.8.1.Вовлечение детей
в спортивные секции и
кружки. |
сентябрь |
руководитель спорт, секции. |
3.8.3. Конкурс «За здоровый образ
жизни». |
в течение года |
Зам. директора
по ВР, кл. руководители |
3.8.4. Игра «Моя семья». |
в течение учебного года |
Кл. руководители |
4. Практические рекомендации по
организации контроля работы педколлектива по сохранению и укреплению
здоровья. |
||
4.1. Здоровьесберегающая инфраструктура МКОУ Краснянской ООШ |
||
4.1.1. Состояние и содержание
здания школы и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами. |
постоянно |
администрация школы |
4.1.2. Оснащенность
физкультурного зала, кабинетов, спортплощадок
необходимым оборудованием и инвентарем. |
постоянно |
администрация школы |
4.1.3. Необходимое
оснащение школьной |
постоянно |
администрация школы, сельская
администрация |
4.2. Рациональная организация учебного процесса |
||
4.2.1. Соблюдение гигиенических
норм и в соответствии с СанПиНом. |
постоянно |
администрация школы |
4.2.2.Использование методов и
методик обучения согласно возрастным особенностям учащихся. |
постоянно |
администрация школы |
4.2.3.Строгое соблюдение всех
требований к использованию технических средств в |
постоянно |
администрация школы |
4.2.4. Рациональная организация
уроков физкультуры и занятий двигательного характера. |
постоянно |
администрация школы, учителя физкультуры |
4.3. Организация
физкультурно-оздоровительной работы |
||
4.3.1 Полноценная и эффективная
работа с учащимися на уроках физкультуры |
постоянно |
администрация школы, учителя
физкультуры |
4.3.2 Создание условий для спортивных секций и кружков |
постоянно |
администрация школы, учителя
физкультуры и руководители кружков |
4.3.3 Регулярное проведение спортивно-оздоровительных
мероприятий (Дни здоровья, спортивные мероприятия) |
постоянно |
администрация школы, учителя
физкультуры |
4.4.Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием
здоровья школьников |
||
4.4.1 Регулярный анализ и обсуждение на педсоветах и
родительских собраниях данных о состоянии здоровья школьников |
постоянно |
администрация школы |
4.4.2Создание системы комплексной педагогической,
психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами |
постоянно |
администрация школы |
4.4.3 Привлечение медицинских работников к реализации
всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников,
просвещению педагогов и родителей |
постоянно |
администрация школы |
5. Реализация дополнительных образовательных программ
В школе созданы и реализуются дополнительные
образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и
здорового образа жизни: в школе проводятся
дни здоровья, спортивные праздники.
6. Просветительская работа с родителями (законными
представителями).
Сложившаяся (или
складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по
вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня
знаний и включает:
·
проведение соответствующих лекций,
семинаров, круглых столов и т. п.;
·
привлечение родителей (законных
представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и
спортивных соревнований;
·
создание библиотечки детского
здоровья, доступной для родителей и т.п.
Оценка эффективности реализации
программы
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур,
предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного
травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Развиваемые у учащихся в
образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в
процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов,
связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в
процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
·
Повышение уровня физического,
психического и социального здоровья детей;
·
Повышение уровня профилактической
работы;
·
Формирование отношения детей и их
родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах
жизни;
·
Введение оптимального режима труда
и отдыха детей;