2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе требований  Стандарта второго поколения, к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,  примерной  образовательной программы начального общего образования, методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.

    Реализация программы осуществляется комплексно через учебный процесс, внеурочную, внеклассную и внешкольную   деятельность,  преемственность от дошкольного к начальному общему образованию.

В программе формирования универсальных учебных действий представлены:

    ценностные ориентиры содержания начального общего образования;

    связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов обязательной части учебного плана и  части формируемой образовательным учреждением (отдельные предметы и внеурочная деятельность);

    характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

    типовые задачи формирования   личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; 

     описание  преемственности программы  формирования   универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Ценностные ориентиры

содержания начального общего образования

 

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

-         чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

-         восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

-         доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-         уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

-         принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

-         ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

-         формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

-         развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

-         формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

-         формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

-         развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

-         формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

-         формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здо­ровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

 

Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся

 

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выде­лить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

    личностное, профессиональное, жизненное самоопреде­ление;

    смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.

    нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

    планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

    оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

    саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

 

Общеучебные универсальные действия:

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

    структурирование знаний;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

    постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

    анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

    выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

    подведение под понятие, выведение следствий;

    установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

    построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

    доказательство;

    выдвижение гипотез и их обоснование.

 Постановка и решение проблемы:

    формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

    из общения и сорегуляции развивается способность ребёнка регулировать свою деятельность;

    из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я - концепция как результат самоопределения;

    из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуни­кативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я - концепции.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

 

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

 

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

Таблица 1

Название предмета

Формируемые УУД

Предметные действия

Предметы обязательной части учебного плана

1

Русский язык

Познавательные, коммуникативные и регулятивные действия

Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил, строения слова и предложения, ориентировка ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка

Знаково-символические действия моделирования

Усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв. Разбор слова по составу, путём составления схемы), преобразования модели (видоизменения слова), звуко-буквенный анализ, замещение (например, звука буквой).

логические  действия анализа, сравнения, установление причинно-следственных связей

Работа с текстом, осознанное и произвольное построение  речевых высказываний в устной и письменной форме, поиск, сравнивание, классификация таких языковых единиц  как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения. Письмо и проверка написанного.

2

Литера-

ттурное чтение

Все виды универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации

Смыслообразование; самоопределения и самопознания гражданской идентичности нравственно-этическое оценивание

Прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов; прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; знакомство с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан; выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей

 

 

Регулятивные и познавательные

Определение логической причинно-следственной последовательности событий и действий героев произведения;

Составление плана с выделением существенной и дополнительной информации

Коммуникативные

умение:

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей

- умение понимать контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные умения; понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей.

Отождествление себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

- воссоздание картины событий и поступков персонажей;

- формулирование высказываний, речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства.

 

3

Матема

тика

Познавательные действия: логические и алгоритмические знаково-символические действия амещение, кодирование, декодирование, а также планирование, моделирование. Формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности; формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия;

Овладение различными математическими способами решения разнотипных задач; освоение предметных знаний: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями, применение математических знаний в повседневных ситуациях; работа с таблицами и диаграммами, извлечение из них необходимой информации; выполнение действий с числами. Измерение длин, площадей.

4

Иностран

ный язык

Коммуникативные действия:

-речевое развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса

- развитию письменной речи;

-формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Говорение, аудирование, чтение. Участие в диалоге. составление высказываний. Составление рассказов на определенную тему. Восприятие на слух речи  собеседника.

Изучение культуры, традиций народов на основе изучаемого языкового материала. Личностные универсальные действия: формирование гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Смысловое чтение; прогнозирование развития   сюжета; составление вопросов с опорой на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

5.

Окружаю

щий мир

Личностные универсальные действия – формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности.

Принятие правил здорового образа жизни, понимание необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья;

общепознавательные универсальные учебные действия.

Логическими действиями: сравнение, подведение под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Определение государственной символики Российской Федерации и своего региона, описание достопримечательностей столицы и родного края, определение  на карте Российской Федерации, Москвы — столицы России, своего региона и его столицы; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

определение исторического времени, различение прошлого, настоящего, будущего, ориентация в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России.

Освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами;

-исследовательская и проектная деятельность;

-поиск и работа с информацией в том числе и с использованием средств ИКТ

6

Музыка

Личностные действия:

- эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении;

формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе через приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям.

Коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии; умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Пение, драматизация, музыкально- пластические движения, импровизация, взаимодействие в процессе ансамблевого, коллективного воплощение различных художественных образов, решение художественно - практических задач

7

Изобрази

тельное искусство

Личностные, познавательные, регулятивные действия.

Создание продукта изобразительной деятельности.

Различение по материалу, технике исполнения художественных произведений.

Выявление в произведениях искусства связи конструктивных, изобразительных элементов.

Передача композиции, ритма, колорита, изображение элементов и предметов.

Познавательные действия: замещение и моделирование в продуктивной деятельности обучающихся явлений и объектов природного и социокультурного мира

Регулятивные действия: целеполагание как формирование замысла, планирование и организация действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесение корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

Личностные действия: формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, по­зитивной самооценки и самоуважения обучающихся.

8

Технология

Личностные, познавательные, регулятивные действия, коммуникативные

Предметно-преобразовательная деятельность, способы обработки материалов

Моделирование, знаково- символическая деятельность

Решение задач на конструирование на основе системы ориентиров (схемы, карты модели) моделирование и отображение объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей)

Регулятивные планирование, рефлексия как осознание содержания выполняемой деятельности;

Планомерно-поэтапная отработка предметно-преобразовательной деятельности, оценка выполненного изделия

 

Коммуникативная компетентность, развитие планирующей и регулирующей функции речи формирование первоначальных элементов ИКТ-компетентности обучающихся

Совместно-продуктивная деятельность (работа в группах);

проектная деятельность, обработка материалов.

 

Регулятивных действий, включая целеполагание; планирование прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку.

Проектные работы,

составление плана действий и применение его для решения задач; предвосхищение будущего результата

Личностные: мотивация, творческая саморегуляция

Предметно-преобразующая, символико- моделирующая деятельность с разлчными материалами

9

Физическая культура

Формирование личностных универсальных действий:

    основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

    освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

    развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;

    освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Освоение способов двигательной деятельности.

Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей  физического развития, занятие спортом.

 

 

Регулятивные действия: умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.

Планирование общей цели и пути её достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение  необходимых коррективов

Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.

Коммуникативные действия    взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах спорта)

Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, спортивные игры, соревнования, измерение показателей  физического развития, занятие спортом.

 

 

 

Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

 

Для мониторинга формирования универсальных действий программой предусмотрено применение типовых задач, модифицированных методик различных авторов, предложенных А.Г. Асмоловым в пособии для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия», М. «Просвещение» 2010,

Типовые диагностические задачи для обучающихся задачи

Таблица 2

1.   Личностные УУД

Типовые диагностические задания для обучающихся

 

Самоопределение

а) Внутренняя позиция школьника

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)-6,5-7 лет

б) Самооценка

Когнитивный компонент

Методика «Кто Я?» (М. Кун). Методика «Хороший ученик»

 9- 10 лет

Регулятивный компонент

Методика каузальной атрибуции успеха/ неуспеха 6,5- 7лет,9-10 лет

 

Смыслоообразование

аотивация учебной деятельности

«Незавершенная сказка»

«Беседа о школе» (модифицирован­ный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) )

Школа выраженности учебно- познавательного интереса

( по Г.Ю.Ксензовой). Опросник мотивации 7-10лет

 

Нравственно- эстетические ориентации

а) Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы /следования моральной норме

После уроков (норма взаимопомощи) 7-8лет

б) Дифференциация конвециональных и моральных норм

Опросник Е. Кургановой

7-10лет

в) Решение моральной дилеммы на основе децентрации

 

«Булочка» (модификация задачи Ж. Пиаже) (координация трех норм:

ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь — и учет принципа компенсации)

6,5- 7 лет, 7- 10 лет

г) Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной

нормы

«Оцени поступок» Э Туриель, в модификации Е.А. Кургановой О.А. Карабановой

7-10 лет

д) Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы

Все задания

2.  Регулятивные универсальные учебные действия

Организация учебной деятельности:

целеполагание, планирование, контроль, оценка

«Выкладывание узора из кубиков» 6,5- 7 лет. ( принятие учебной задачи, планирование деятельности, осуществление контроля и коррективы). П.Я. Гальперин.

«Проба на внимание» П.Я. Гальперини С.Л. Кабыльницкая

3.       Познавтельные универсальные учебные действия

а) Общеучебные универсальные учебные действия. Постановка и решение проблемы

Проба на определение количества слов в предложении. С.Н. Карпова 6,5-7 лет ( на различение предметной и речевой деятельности)

б) Универсальные логические  и знаково – символические действия

«Построение числового эквивалента или взаимно- однозначного соответствия» Ж. Пиаже, А Шеминьска 6- 7 лет

Диагностика универсального действия общего приема решения задач по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, 6,5- 10 лет

Методика « Нахождение схем к задаче» по А.Н. Рыбинковой

Методика « Кодирование»Д.Векслер в версии А.Ю. Панасюка.

6,5-7 лет

4. Коммуникативные универсальные учебные действия

а). Коммуникация как взаимодействие

Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).

Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)

боммуникация как кооперация. Коммуникативные

Задание «Рукавичка» Г.А. Цукерман 

воммуникация как условие передачи информации другим людям

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант),

8- 10 лет

 

Преемственность программы в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования Основные проблемы обеспечения преемственности связа­ны с недостаточностью  целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические.

Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей остротой ставят задачу целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться». Формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия, составляющих инвариантную основу образовательного процесса, должно быть обеспечено Программой развития универсальных учебных действий уже в период предшкольного образования. Которая обеспечит создание равных возможностей и успешности в освоении  начального общего образования для всех детей. На основе данной программы нами разработана Программа преемственности по формированию УУД.

Цель программы:

Создание системы непрерывного  формирования универсальных учебных действий, как условия успешной адаптации обучающихся  к школьной жизни через связь и согласованность компонентов образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации деятельности, планируемых результатов.

Задачи:

1.     Создание психолого–педагогических условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению.

2.     Развитие ведущей деятельности  каждого периода детства.

3.     Определить мероприятия по совершенствованию содержанию образования в рамках преемственности в формировании  личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Планируемый результат.

Формирование личностных, регулятивных, познавательных коммуникативных универсальных  учебных действий, успешная адаптация к школе.

 

Содержание программы

 

Направления деятельности

Содержание

Методическая работа

1. Изучение материалов ФГОС второго поколения: «Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования».

2. Изучение технологий, направленных на  реализацию  системно- деятельностного  подхода в обучении и воспитании.

3. Изучение типовых диагностических задач по проверке УУД.

4. Координация образовательных программ.

5. Разработка сквозных программ - ориентиров по формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

6. Разработка критериев проведения учебных занятий и уроков на основе личностно- деятельностного подхода.

7. Составление совместного плана работы.

8. Проведение семинаров, педсоветов.

9. Проведение открытых уроков, занятий.

Совершенствование учебно - воспитательного процесса

1. Внедрение системно - деятельностного подхода:

-технологии личностно - ориентированного обучения;

-работа по формированию УУД в рамках предметов, внеурочной воспитательной работы.

2. Взаимодействие с семьей:

-консультирование, беседы , лектории, открытые занятия, уроки.

Диагностическая и коррекционная работа.

1. Психолого-педагогическая диагностика уровня адаптации и готовности к школе (УУД).

2. Мониторинг итогов деятельности педагогов, психологов и родителей.

3. Психолого-педагогический консилиум по результатам работы.

4. Коррекционные занятия.

 

Мероприятия

Работа с педагогами (ДОУ - школа)

1.     Педагогические советы:

«Преемственность в формировании универсальных учебных действий  на ступени предшкольного и начального общего образования»;

 

2.     Семинары – практикумы:

«Преемственность в формировании УУД на этапе детский сад - начальная школа»;

« Формирование навыков учебной деятельности на занятиях в детском саду и на уроках в школе»:

- взаимопосещение уроков; взаимопосещение занятий в подготовительных группах ДОУ

- «Анализ комплектования 1-х классов и  подготовки бывших воспитанников детского сада»;

- «Адаптация обучающихся 1-х классов к обучению в школе» ;

- «Итоги усвоения программного материала  и формирования УУД  на этапе перехода обучающихся из детского сада в школу и по итогам за учебный год».

Работа с детьми ( ДОУ - школа)

1.  Экскурсия детей подготовительной группы детского сада в школу.

2.  Интеллектуальные конкурсы «Знайки - незнайки».

3.  Веселая спартакиада.

4.  Выставка рисунков «Что такое школа».

5.  Преемственность в проведении праздников «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта».

6.  Занятия в школе будущего первоклассника.

Работа с родителями

1.  Консультации родителей  воспитателями,  педагогами, учителями «Как подготовить ребенка к школе» (о значении УУД для обучения в школе), «Как  оценить готовность к обучению будущих первоклассников».

2.  Лекторий в рамках школы будущего первоклассника:

-Как развивать универсальные учебные действия в семье ( личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные).

3.  Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с позиции формирования УУД)»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи».

4.  Открытые занятия в детском саду в подготовительных группах и уроков в школе в рамках « Дня открытых дверей».

Информационно- наглядная агитация

1.  Информация на сайте школы «Прием в первый класс» (о начале приема в 1-й класс, правила приема, образовательные программы, учебный план, материальная база»

2.  Оформление  стенда «Как подготовить ребенка к школе»

3.  Папки – передвижки «Скоро в школу». « Что такое готовность к школе».

 

Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени  предшкольного и начального общего образования.

1.     Руководство деятельности детей дошкольного возраста следует осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов.

2.     Соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения.

3.     Соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов через организацию организации их межличностного общения.

4.     Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности. Проведение занятий с учетом принципа соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности - игре. Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу».

5.     Доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям (ученикам, воспитанникам).

6.    Для достижения эффективности в обучении дошкольников и младших школьников необходимо формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.

7.    Использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим.

8.    Адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).

9.     Обеспечение выполнения таких учебных действий как: восприятие инструкций; планирование деятельности, умение выполнять задание до конца; оценка действий  на основе   совместной деятельности - педагог, ученик, воспитанник.

10.                       Применение заданий, способствующих развитию познавательных функций: внимание; память; мышление.

11.                       Применение различные формы организации учебной деятельности  с целью развития коммуникативных  умений  работа парами; работа по подгруппам. Предоставление ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств, сочетание игровой, учебной, продуктивной и других видов деятельности.

12.                                                                                                                 Активизация  любознательность и инициативность детей:

       умение задавать вопросы;

       высказывание собственных суждений;

       умение делать простые практические выводы.

13.                                                                                                                 Организация условий  для партнерского сотрудничества  детей и педагогов.

14.                                                                                                                 Осуществление педагогической пропаганды среди родителей и широкой.

15.                                                                                                                 Общественности по разъяснению  значения формирования УУД   на каждом возрастном этапе развития ребенка.

16.                                                                                                                 Разработка специального содержание занятий, способствующего формированию УУД с учетом функциональных возможностей и возрастных особенностей детей.

17.                                                                                                                 Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.

18.                       При формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения.

 

Значение преемственности формирования универсальных учебных действий  при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию представлено в таблице.


Преемственность в формирования универсальных учебных действий при переходе со ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования и их значение для дальнейшего обучения

Таблица3

Универсальные учебные действия

Результаты развития универсальных учебных действий

Значение универсальных учебных действий

Ступень дошкольного образования

(предшкола)

Школа 1 ступени обучения

Ступень дошкольного образования (предшкола)

Школа 1 ступени обучения

Для обучения в 1 классе

Для обучения в школе 2 ступени

Личностные:

-самоопределение,  смыслообразование

Личностные действия:

- смыслообразование

смыслоопределение

Регулятивные действия

Формирование внутренней позиции школьника

Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности. Формирование рефлексивной адекватной самооценки

Формирование адекватной мотивации учебной деятельности

Создание возможностей обуче­ния в зоне ближайшего развития ребенка. Формирование адекватной оценки учащимся границ «знания» и «незнания». Обеспечение высокой самоэф­фективности в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением

Познавательные логические:

классификация

Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные

Овладение понятием сохранения (на примере дискретного множества).

Функционально- структурная сформированность учебной дея­тельности. Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения

Обеспечение предпосылок формирования числа на основе овладения сохранением дискретного множества как условия освоения математики

Достижение высокой успешности в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию

Познавательные знаково-символические

Различение символов/знаков и замещаемой предметной действи­тельности

Формирование предпосылок успешности овладения чтением (грамотой) и письмом; усвоения математики, родного языка; умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах

Регулятивные:

-выделение и сохранение цели заданной в виде образца- продукта действия,

-ориентация на образец и правило выполнения действия,

- оценка

 

Умение произвольно регулиро­вать поведение и деятельность: построение предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом

 Функционально- структурная сформированность учебной деятельности. Развитие произвольности вос­приятия, внимания, памяти, воображения

Формирование умения организо­вывать и выполнять учебную де­ятельность в сотрудничестве с учителем.

Овладение эталонами обобщен­ных способов действий, научных понятий (в русском языке, мате­матике) и предметной, продук­тивной деятельности (в технологии, изобразительном искусстве и др.)

 

Коммуникативные как умение вступать в сотрудничество

Коммуникативные (речевые), регулятивные соотносить собственную позицию с позицией партнеров

Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и меж­личностном взаимодействии

Формирование внутреннего пла­на действия

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Осознание   содержания своих действий  и усвоение учебного содержания

Развитие способности действовать в уме, «отрывать» слово от предмета; достижение нового уровня обобщения

Коммуникативные как общение

 Коммуникативные, регулятивные

Развитие коммуникации как общения и кооперации со взрослым и сверстником. Развитие планирующей и регулирующей функции речи


Развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, по­следовательности  и основания действий

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Осознание   содержания своих действий  и усвоение учебного содержания

 

Формирование осознанности и критичности учебных действий